Раймонд Чандлер — Сестричка (1949)

Журнал «Cosmopolitan», апрель 1949 года

Оригинальное название: Raymond Chandler — The Little Sister.

Пятый роман Чандлера. Вышел в 1949 году.

К частному детективу Филипу Марлоу обращается Орфамэй Квест — девушка из провинциального города. Она просит Марлоу найти ее старшего брата, Оррина. Брат некоторое время назад переехал жить в Бэй-Сити (недалеко от Лос-Анджелеса) и несколько недель назад перестал писать домой, сестре и матери. Марлоу думает, что брат просто ушел в загул, но соглашается разыскать его. Простая история о провинциале в большом городе оборачивается детективом — с гангстерами, шантажом, голливудскими звездами и 5 трупами.

Впервые роман «Сестричка» (также издававшаяся в России под названиями «Сестренка», «Младшая сестра», «Маленькая сестренка» и еще 3-4 совсем уж далеких от оригинального названия) был опубликован в журнале «Cosmopolitan» в апреле 1949 года. В жутко сокращенном виде. Летом того же года книга с полной версией романа вышла в Англии. А осенью того же года книга была выпущена и в Штатах. Обложки всех трех упомянутых изданий разбросаны по этой статье.

Если присмотреться к обложке «Космо», то там можно увидеть фразу о том, что это первый детектив Чандлера за 5 лет. И это правда — предыдущий роман Чандлера, «Дама в озере», вышел в 1943 году. Так что между романами прошло даже больше 5 лет. В 1943 году Чандлер ушел в киноиндустрию — он был нанят сценаристом на студию и написал несколько сценариев. За 2 из них («Двойная страховка» и «Синий георгин») он даже получал номинации на «Оскар».

Раймонд Чандлер — Сестричка, первое английское издание, 1949 год

Но у Чандлера был сложный характер. Чередование запоев и завязок мало кого делают приятным в общении. С годами Голливуд выпихнул Чандлера на обочину — он много с кем никак не мог сработаться. Уже через несколько лет работы в Голливуде Чандлер был вынужден с кино завязать и вернуться к писательству.

(В начале 1950-х Чандлер получил еще один шанс поработать над сценарием. Сценарием фильма аж самого Альфреда Хичкока. Чандлер около месяца работал над сценарием, но категорически не мог сработаться с Хичем и был уволен. Фильм, над которым работал Чандлер, назывался «Незнакомцы в поезде» — известнейшая экранизация романа Патриции Хайсмит.)

Спойлеры. Младшая сестра и Брат шантажировали Старшую Сестру — голливудскую актрису, за ее связи с Гангстером. Двое проходимцев украли у Брата фотографии, на которых были запечатлены Старшая Сестра и Гангстер. Брат этих двоих убил. Младшая Сестра продала за тысячу долларов Гангстеру адрес, по которому скрывался Брат. Бывшая Любовница Гангстера убила Брата. Затем она убила Гангстера. И сказала Старшей Сестре, что Гангстера убила Младшая Сестра.

Старшая Сестра была готова взять убийство на себя, но ее отговорил Марлоу. Убийство Гангстера осталось нераскрытым. Старшая Сестра продолжила карьеру в Голливуде. Младшая Сестра уехала домой — увозя с собой деньги за предательство Брата. А Любовницу убил ее бывший муж. Финал.

Не «Великий Гэтсби», но что-то около того. Или, перефразируя поговорку про Донцову — было не совсем понятно, зачем убийце убивать убийцу убийцы, но Чандлера было уже не остановить. И я не просто так упомянул Марлоу в спойлерах ровно один раз. Дело в том, что Марлоу в романе не выступает следователем или движущей силой сюжета. Он просто наблюдатель. Он ходит, он разговаривает с людьми. А события развиваются без его участия. Всё произошедшее в романе произошло бы и без Марлоу. Единственное место, где он реально пригодился — это когда отговорил Старшую Сестру от признания.

Такой подход не слишком типичен для детективных романов. Но Чандлер решил написать вот так.

Раймонд Чандлер — Сестричка, первое американское издание, 1949 год

Естественно, написан роман просто шикарно. Чандлер писать не разучился, а в Голливуде только еще больше отточил своё мастерство по написанию диалогов и описаний. Основные темы романа — блеск и нищета Голливуда (ну еще бы Чандлер не концентрировался на этой теме) и «раньше было лучше» (писателю как раз во время написания романа седьмой десяток пошел, так что некоторое брюзжание по старым временам объяснимо). За стиль роману можно простить всё — и некоторые натяжки детективной интриги, и три «ложных» финала, идущие друг за другом (последнее таки кажется перебором).

«Сестричкой» Чандлер завершил 1940-е. Заодно «закрыв» для себя тот жанр детектива (который и «крутой», и «нуар», и так далее), который его прославил. В 1950-е он выпустит еще два романа, но они будут написаны совсем в другой тональности. А «Сестричка» — это было последнее свидание со старым-добрым Марлоу. Отличное свидание.

9/10

О других произведениях Раймонда Чандлера вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Раймонд Чандлер — Сестричка (1949)

Один комментарий к “Раймонд Чандлер — Сестричка (1949)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх