Оригинальное название: Monsieur Spade.
В отличие от почти всех других Великих Книжных Детективов, Сэм Спейд появлялся всего в одном романе. В одном, но в одном из самых важных для жанра. «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета. Роман вышел 1930 году. (В журнале он начал публиковаться в 1929 году.) В 1931 году вышла первая экранизация «Сокола». В 1936 году — вторая. В 1941 году — третья и самая важная. Которая с Хамфри Богартом. После выхода первой экранизации Хэммет еще написал 3 рассказа про Спейда — но это был лишь необязательный довесок, появившийся из-за возможности срубить Хэмметом быстрые деньги. А так: Сэм Спейд = Мальтийский Сокол, и так он и останется в истории. Но это не значит, что к этому уравнению нельзя прислонить что-то еще, какую-то еще историю. Не Хэмметом, нет — он умер в 1961 году, так больше ничего про Спейда и не написав. Но всегда же есть простор для пастишей, не так ли?
Много десятилетий спустя за Спейда взялся Скотт Фрэнк. Один из самых уважаемых и дорогих сценаристов своего времени. Фрэнк написал и снял сериал «Ход королевы», по которому все с ума сходили в 2020 году. Фрэнк участвовал в написании сценариев пары фильмов про Росомаху (включая «Логана»). Фрэнк написал сценарии по романам Элмора Леонарда — «Достать коротышку» и «Вне поля зрения». Фрэнк поставил фильм «Прогулка среди могил» с Лайамом Нисоном в главной роли — и это тоже была экранизация (одноименного романа Лоуренса Блока).
И вот Фрэнк ставит мини-сериал «Месье Спейд». 6 серий. Премьера — 14 января 2024 года. Последняя серия вышла 18 февраля. Постановка — Фрэнк, все серии. Сценарий — Фрэнк и Том Фонтана (чуть меньшая величина, чем Фрэнк, но тоже вполне себе известен — например, он известен по сериалу «Город на холме»). В заглавной роли снялся Клайв Оуэн. И если кто, также, как и я, до сих пор вспоминает Оуэна по фильмам типа «Пристрели их», то вот — актеру-то уже 60 лет и роли у него теперь возрастные. Я это к тому, что в сериале Фрэнка показывают Спейда не времен «Сокола», а Спейда очень сильно и давно на пенсии.
Сюжет. В конце «Мальтийского сокола» Сэм Спейд отправляет в тюрьму Бриджид за убийство своего напарника Арчера. Это «канон» Хэммета.
После войны Спейд, думая, что Бриджид осталось жить недолго, помогает ей выйти из тюрьмы по УДО. После этого Бриджид сбегает из страны — в очередной раз обманув полицию и Спейда. Это предыстория сериала Фрэнка.
Сериал начинается в 1955 году. Бриджид погибает в Турции. Перед смертью она «нанимает» Спейда, чтобы детектив отвез Терезу — дочь Бриджид и французского преступника Филипа — к отцу, во французское захолустье. Спейд и Тереза в поисках Филипа приезжают в небольшой городок Бозуль, где и выясняется, что дочь не интересует отца и его родню. Спейд встречает Габриэль, местную богатую даму, владелицу виноградников. Спейд и Габриэль женятся. Терезу отдают на воспитание в местный монастырь.
1963 год. Габриэль пару лет как умерла. Спейд мирно живёт в одиночестве в Бозуле. Пьёт, плавает в бассейне — он на пенсии. Он так толком и не научился говорить по-французски. У него рак. Тереза до сих пор живёт в монастыре. А затем начинают происходить события, из-за которых Спейду снова приходится вспомнить о том, что он когда-то был детективом — в город после многих лет отсутствия возвращается Филип, кто стреляет по машине Спейда, неизвестный разом убивает 6 монашек.
Основная часть событий сериала происходит в 1963 году, с частыми и подробными флэшбеками событий 1955-63 годов.
Сюжет и Спейд. Понятно, что весь сюжет для сериала был придуман с нуля Фрэнком и Фонтана. И от Хэммета тут только образ Спейда. В сериале есть отсылки к произведению Хэммета и их обязательно отловит знакомый с «Соколом» человек. Упоминания Бриджид, Данди и Эффи, рассказ Спейда про Флиткрафта (упавшая балка), рассказ Синтии, который представляет собой переделку рассказа Гатмана — и так далее, и тому подобное. Но это просто отсылки для тех, кто «в теме» и, по большому счету, знакомство с «Соколом» для понимания перипетий нового сериала необязательно.
Спейд и Оуэн. Дедушка Клайв идеально вписался в роль дедушки Спейда. Скупой на эмоции. Пользующийся не кулаками, а языком и репутацией. Избегающий огнестрельного оружия (да, несмотря на репутацию «крутого детектива», Спейд в «Соколе» избегал оружия и никого не убивал). А типаж «американец в неанглоязычной стране» Оуэном отыгран вот прям блестяще.
Спейд и Фрэнк. Вот как к режиссеру, к Фрэнку претензий вообще никаких. Он снял отличное ретро. Улочки старой Франции, по которым бродили персонажи Мельвиля и Дассена, Клемана и Клузо. Стилистика, кадр, интерьер, музыка, свет, цвет — смотрите и получайте удовольствие. Тут всё дорого-богато, но при этом с «мыслью за кадром» — что встречается сейчас далеко не в каждом кино-проекте.
Фрэнк и Спейд. С сюжетом у Фрэнк получилось чуть хуже. Кое-где — заметно хуже. Но тут следует понимать, что Фрэнк делал не историю про Спейда. Фрэнк делал сериал с историей про Спейда. В результате чего, Фрэнку пришлось затягивать историю. И местами это заметно. Множественные повторы один и тех же фраз. Информация, которая совсем уж по капельке выдавливается на зрителя. Пример — Жан-Пьер 5 серий клочками глючит о своей службе в Алжире, чтобы в шестой серии эти воспоминания наконец-то показали целиком. Для сюжета эти клочки не так важны, а вот раздражают они через пару серий уже неслабо. И таких вот эпизодов в духе «флэшбэков Жан-Пьера» в сериале почти критическое количество.
А когда история в конце всё-таки складывается в одно целое, то приходит понимание, что оно того не стоило. Вся эта суета и смерти были всего-то из-за… А все действия Спейда были не очень-то и… А некоторые сюжетные изгибы оказались настолько идиотскими, что стало неловко. (Безумный монах на службе ЦРУ, которого выпустили из дурки, чтобы он убил несколько человек. Серьезно?) А в финале, когда большая часть (выживших) действующих лиц собралась в одной комнате, я до последнего ждал, что сейчас услышу какой-нибудь аналог «Давайте отдадим им сопляка» — но нет, я так ничего подобного и не дождался. Ни с этой версией Спейда.
По итогам просмотра сериала — скорее хвалить, чем наоборот. Но хвалить больше за «кто» и «как», чем за «что». Съемки и актеры — шикарно, сценарий — с досадными огрехами и понятными, но раздражающими длиннотами.
Продолжения, вроде как, не планировалось. История рассказана. История завершена. Пусть и не так, как хотелось бы, но завершена. Для продолжения пришлось бы слишком много высасывать из пальца и топтаться по уже пройденному. Наверное, не стоит и связываться…
8/10