
Бизнесмен Говард Мелтон нанимает частного детектива Джона Далмаса, чтобы тот разыскал его пропавшую жену. Жена Мелтона исчезла пару недель назад, но перед исчезновением прислала мужу письмо о том, что уезжает в Мексику, будет получать развод с Мелтоном и выходить замуж за своего приятеля Ланса. Говард жену не искал — их отношения давно исчерпали себя, но он случайно встретил на улице Ланса, который заверил его, что ни в какую Мексику он с его женой не ездил. Отсюда вопрос — куда же делась жена Мелтона? Вот это и предстоит выяснить Далмасу.
Если вы знакомы с творчеством Чандлера, то кое-что в предыдущем абзаце вас должно было смутить. Потому что я там пересказал завязку романа «Дама в озере», в котором главным действующем лицом был Филип Марлоу, а вовсе не Джон Далмас. Если вы хорошо знакомы с творчеством Чандлера, то, возможно, еще могли припомнить, что Мелтона и Ланса в «Даме в озере» звали совсем по другому.
А всё просто — я сейчас писал не про роман, который вышел в 1943 году, а про рассказ, ставший основой романа. Рассказ вышел в январском номере за 1939 год журнала «Dime Detective».
На английском роман и рассказ Чандлера называются одинаково — «The Lady in the Lake«. На русском как только название романа не переводили — «Дама в озере», «Труп в озере», «Блондинка в озере», «Женщина в озере», «Леди в озере». С рассказом попроще — он печатался на русском всего 2 раза, в 2011 и 2020 годах, с одинаковым переводом Аллы Ахмеровой, а потому в обоих изданиях имел одинаковое название — «Девушка в озере».
Чандлер роман «Дама в озере» не столько написал, сколько собрал из своих прошлых произведений. Основными «донорами» романа стали рассказы «Девушка в озере» и «Блюзы Бэй-Сити». Плюс еще немного было позаимствовано из рассказа «В горах не бывает преступлений».
Две главные сюжетные линии романа — пропавшая жена бизнесмена и умершая жена доктора. Вот первая линия была взята из «Девушки», вторая — из «Блюзов».
Из «Девушки» в «Даму» перекочевало примерно процентов 70 текста. Бизнесмен. Пропавшая жена. Ее любовник. Поездка на озеро. Пьяный сторож и его рассказ. Обнаружения тела в воде. Местный полицейский. Проникновение в дом сторожа и обнаружение цепочки. И так далее.
Чандлер не просто пользовался идеями рассказа для романа. Нет, он просто копировал текст большими кусками. Описания, события, диалоги. «Механика» преступления и так далее.
Кое-что Чандлеру пришлось менять. Во-первых, для романа были изменены имена всех действующих лиц. Во-вторых, Чандлеру пришлось переделывать концовку рассказа, чтобы увязать действие с событиями «Блюза». В «Девушке» муж тоже был виновен и погибал в финале. В «Даме» и так было двое убийц и, вероятно, поэтому Чандлер решил мужа к их числу не добавлять — иначе бы уже получалось нелепо. Поэтому в «Девушке» жена сторожа и муж действуют заодно, в «Даме» они только шапочно знакомы.
В-третьих, рассказ вышел до войны, а роман уже в военное время, поэтому Чандлер добавил в «Даму» некоторые приметы времени — вроде экономии бензина и блокпостов с вооруженной охраной.
Итого. «Девушка в озере» — один из лучших рассказов Чандлера. Интересный. Продуманный. С необычным (для автора) местом действия. В недостатках у рассказа разве что чуть смазанная концовка — там есть парочка весьма натянутых объяснений. (В романе, кстати, Чандлер эти моменты подправил.)
Но. Рассказ на русском появился только в 2011 году. Это потому, что писатель, переписав рассказ в роман, запретил переиздавать «Девушку». Рассказ снова стали публиковать на западе только после смерти Чандлера и изданий у него куда меньше, чем у других произведений Чандлера, которые регулярно переиздавались в 1940-50-е. В общем, нашим книжным пиратам в 1990-х текст этого рассказа на глаза не попался.
А к 2011 году «Дама в озере» была уже прочитана вдоль и поперек — и не по одному разу. (У романа было несколько десятков изданий на русском.) Поэтому, хоть и отдавая должное рассказу, но нельзя не заметить, что после прочтения романа, читать «Девушку в озере» можно только ради полноты освоения библиографии Чандлера. А так — проще еще раз перечитать роман, он того стоит.
8/10