Девятый альбом Arch Enemy. Вышел в июне 2014 года.
Группа начала работать над этим альбомом в 2013 году. Новости о записи просачивались к фанатам, но очень дозировано. А потому дальнейшие события оказались большим сюрпризом для поклонников. 17 марта 2014 года, когда уже было объявлены название нового альбома — «War Eternal» и его треклист, показана его обложка и назначена дата выхода, Ангела Госсов делает заявление, что больше не является вокалисткой Arch Enemy. И что новой девой у микрофона становится канадка Алисса Уайт-Глаз. А 20 марта группа уже представила новый клип на новую песню и с новой вокалисткой.
На самом деле, уход Ангелы был ожидаем. Где-то с 2007-08 годов она пела всё хуже и хуже — на студийных записях ее вокал еще вытягивали на приемлемый уровень, но на концертах ее гроул вызывал лишь смех. И то, что она продержалась в группе так долго, можно объяснить разве что тем, что лидер группы Майкл всё никак не решался выставить из коллектива свою жену. Ну вот, время пришло — видимо, даже до Майкла дошло, что поддерживать статус коммерчески успешной группы с явным «слабым звеном» в составе очень сложно. И Ангела ушла, потому что «пришло время подумать о семье и заняться в жизни другими делами». И хорошо.
А АЕ в 2013 году альбом делал уже под новую вокалистку, но музыканты партизански молчали о том, что фанатов ждет такой вот сюрприз.
Алисса на «War Eternal» скорее разочаровала, чем порадовала. Нет, не в том смысле, что она была плоха или хуже Ангелы. К 2014 году даже Вера Брежнева была лучше, чем Ангела. Проблема в другом. Я слышал Алиссу в ее предыдущей группе, The Agonist. И она была украшением этой группы. Она умела и в скрим, и в гроул, и в чистый вокалы. А в АЕ всё, что делает Алисса — это недогроул/перехарш, по образцу и подобию Ангелы. То есть, Майкл для Алиссы «нарезал ТЗ» с простой формулировкой — как можно тщательнее «снимать» Ангелу. И Алисса именно это и делает. И когда при прослушивании очередного альбома АЕ понимаешь, что возможности вокалистки не задействуются и на половину — становится грустно. Какое творчество? Тут только коммерческий формат и шаг влево/право недопустим. (На «War Eternal» есть пара мест с чистым вокалом, но они длятся по паре секунд и слышен этот вокал только в бэках. Если не знать, что он там есть, то можно и пропустить.)
Второй потерей Arch Enemy со времен предыдущего альбома стал уход Кристофера Эмотта. Гитарист и младший брат лидера группы уходил уже не в первый раз, но в последний. (Хоть потом Кристофер еще будет помогать иногда группе на концертах, но в основной состав АЕ он уже не вернется.) Вместо него в АЕ был взят Ник Кордл, гитарист Arsis. Кордл с АЕ из студийных полнометражников запишет только «War Eternal» и уйдет из группы в конце 2014 года, прямо во время тура. Но гитарный дуэт Майкла и Кристофера на «War Eternal» уже отсутствовал — и это сказалось. Кордла задвинули на ритм-гитару, а Майкл, занявшись солягами, так оседлал лид-гитару, что его слышно на протяжении всего альбома. Его много, его чересчур, от него устаешь, чувство меры ему изменило. А чтобы никто не мешался Майклу в узурпации звукового полотна, он сам выступил продюсером альбома — впервые в истории АЕ единолично.
В целом, «War Eternal» продолжал линию предыдущего альбома, «Khaos Legion» 2011 года. Технично, брутально (в рамках МДМ, а не дэта вообще), агрессивно. Нормально записано и крайне профессионально «поставлено». Но при этом очень сильно скучно, потому что однообразно и невыразительно. Если с десяток раз послушал альбом, а запомнить с него смог только кавер на Майка Олдфилда — это достаточно тонко намекает, что в песнях собственного сочинения АЕ заметно лопухнулись. Ну не откладывается в голове однообразная долба имени АЕ, которую они нарезают уже не первый альбом. Коммерчески успешно? Да. Интересно? Не очень.
Издавал «War Eternal» лейбл Century Media. Там разных изданий было — ну просто три воза. Столько всего наклепали, что сходу и не разобраться было. Стандартные (регулярные) издания — 13 треков на 47 минут. На разных лимитках к этому треклисту добавляли 2 разных бонуса — либо кавер на «Shadow on the Wall» Олдфилда, либо кавер на «Breaking the Law» Пристов. (Но не оба вместе.) Самое фильдеперсовое издание — на 3 дисках. На втором диске был записан сборник демок альбомных песен, на третьем — инструментальные версии песен с «War Eternal». Зачем? Такие фокусы с инструменталками хорошо «работали» только с группами типа Nightwish, но АЕ подобное ни к чему.
На поздних переизданиях к треклисту альбома, вместо каверов, стали добавлять «Stolen Life (2015 Version)» — перезаписанную версию одной из альбомных песен.
И еще были варианты издания альбома с ДВД. И в разных странах в разные годы ДВД были разные. ДВД изданий 2014 года содержал всего-то 2 клипа и несколько интервью. ДВД с переиздания 2015 года содержал 4 клипа и 8 концертных вещей.
В России «War Eternal» официально издавал Mazzar Records. Издавал в 2 вариантах — в диджипаке и в джевеле. Про диджипак не знаю, мне он не попадался, а вот в джевеле слушателей ждал сюрприз — несмотря на то, что в треклисте было указано 13 песен, на самом деле на диске была записана бонусная «Shadow on the Wall».
6/10