Раймонд Чандлер — Китайский нефрит (1937)

Журнал «Dime Detective», ноябрь 1937 года

Оригинальное название: Raymond Chandler — Mandarin’s Jade.

Частному детективу Джону Далмасу предлагают работу на один вечер. Нужно побыть телохранителем мужчины по имени Линдли Пол, который должен выкупить у воров нефритовое ожерелье, похищенное у подруги Пола. Выкуп идёт не по плану — Далмаса бьют и он теряет сознание, а когда приходит в себя, то обнаруживает Пола мертвым. И нет ни денег, ни ожерелья. Ни пистолета Далмаса.

Теперь Далмас хочет разыскать убийц клиента, но он даже не знает, кому принадлежит похищенное колье. А полиция, по каким-то своим причинам, совсем не торопится расследовать убийство.

Детективный талант Чандлера раскрылся в журнале «Black Mask», для которого он начал писать в 1933 году. Всего для «Black Mask» Чандлер написал 11 рассказов. Плюс еще в 1936 году был один рассказ для журнала «Detective Fiction Weekly». В 1936 году в «Черной Маске» сменился редактор и часть писателей отказались сотрудничать с журналом, в знак солидарности с уволившимся предыдущим редактором. Чандлер был в числе этих авторов.

Чандлер в 1937 году думал, куда приткнуться. Выбор пал на журнал «Dime Detective». Для этого журнала писатель написал еще 7 рассказов. А в 1939 году у Чандлер вышел первый роман, «Вечный сон». Его популярность позволила писателю навсегда распрощаться с «дешевыми» журналами и писать для мейнстрима.

«Китайский нефрит» (в другом переводе «Китайский жадеит») был первым рассказом Чандлера для «Dime Detective». Одновременно с этим «переездом» Чандлер отказался от прошлых своих персонажей. То ли он сам не захотел дальше их эксплуатировать, то ли там какие-то сложности с авторскими правами были. В итоге, персонажи Кармади и Мэллори были убраны в чулан, а Чандлер для «Dime Detective» придумал нового сыщика — Джона Далмаса.

Честно говоря, все эти частные сыщики Чандлера похожи друг на друга, как капли воды. Что Кармади, что Далмас, что Марлоу — никакой разницы. Менялись только цвет ковров в кабинете сыщика и имена «лучшего друга в полиции».

Что до рассказа в целом, то чувствуется, что при его написании Чандлер особо не напрягался. Его даже на связный сюжет не хватило. Весь этот «Нефрит» — набор отдельных сцен, кое-как склеенные в один рассказ. Раз — Далмас едет с клиентом и его вырубают. Два — Далмас идет к Сукесяну и его там вырубают. Три — Далмас идет в кабак и его там вырубают. «Затемнение кадра» каждый десяток страничек.

Банда похитителей обрисована кое-как. «Главный злодей» и его мотивация — в лучшем случае, на троечку. Многие описания, персонажи и даже диалоги чуть не дословно скопированы из предыдущих рассказов Чандлера. В общем, похоже автор при написании находился в середине одного из своих легендарных запоев, а работу надо было сдавать в журнал.

О главном. Большая часть романов Чандлера представляла собой переписанные, расширенные и углубленные ранние рассказы писателя. Второй роман Чандлера, «Прощай, моя красавица» 1940 года, это компиляция идей трех его рассказов. Уголовник и певица — это рассказ «Найти девушку» 1937 года. Коррумпированные полицейские и плавучее казино — это рассказ «Человек, который любил собак» 1936 года.

А вот большая часть средней части «Прощай, моя красавица» — это как раз переписанный «Китайский нефрит». Драгоценности, мертвый клиент, экстрасенс, индеец — и прочее, прочее… Всё это была взято из рассказа и вставлено в роман. Чандлер только имена персонажей поменял. Далмас стал Марлоу, Сукесян стал Амтором, Кэрол — Энн, Ривис — Рэндаллом. И так далее.

Только в романе Чандлер поправил мотивацию персонажей. Вписал схематично связанный набор отдельных событий (рассказ) в логичное повествование (роман). Так что «Прощай, моя красавица» — это из разряда «must read» для всех любителей детектива, а «Китайский нефрит» — только для самых преданных любителей творчества Чандлера, мечтающие все строчки в его библиографии отметить прочитанным.

5/10

Поделиться ссылкой:

Раймонд Чандлер — Китайский нефрит (1937)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх