Раймонд Чандлер — Свидетель (1934)

Журнал «Black Mask», октябрь 1934 года

Оригинальное название: Raymond Chandler — Finger Man.

«Свидетель» стал третьим «детективным» произведением Чандлера. И, соответственно, третьим его произведением, опубликованным в журнале «Black Mask». Это был первый октябрьский номер за 1934 год. Обратите внимание на обложку — Чандлер уже напечатан на ней как главный автор номера. Да объем у этой повести был не самый маленький — «Свидетель» занял практически четверть номера. (Еще четверть номера была отдана новой повести Тодантера Балларда, даже не упомянутого на обложке. Остальное пространство журнала поделили меж собой еще пять авторов.)

«Свидетель» во всяких энциклопедиях относят к циклу о Кармади. Правда, на просторах интернета встречалась информация, что героя в повести нигде не называют по имени (я первый журнальный вариант не читал, но допускаю — недаром у Чандлера в кумирах был Хэммет, а что может быть более очевидным поклоном ему, чем безымянный сыщик?), а к циклу о Кармади его относят потому, что в одном из последующих рассказов об этом герое упоминаются события «Свидетеля». Может так и было запланировано, а может у запойного Чандлера всё в голове просто перемешалось.

Raymond Chandler — The Finger Man and Other Stories, 1946 год

В следующий раз повесть переиздают в составе сборника рассказов, названного ее именем, в 1946 году. Чандлер уже стал знаменитым, и подобных сборников навыпускали предостаточно. «Свидетель» был не в первых рядах, скорее издатели уже выпускали что угодно, лишь бы это было написано Чандлером.

Raymond Chandler — The Finger Man, 1950 год

Естественно, и издания в брошюрах никто не отменял — их навыходило предостаточно. Вот, например, одно из них, 1950 года.

Raymond Chandler — The Simple Art of Murder, 1950 год

И в том же, 1950 году, вышел самый известный из ранних сборников Чандлера — «Простое искусство убивать». Чандлер для этого издания подправил свои ранние рассказы — и безымянный детектив из «Свидетеля» обрел имя. Теперь его звали Филип Марлоу, как самого известного из персонажей писателя. И теперь та причина, по которой я сомневаюсь, что изначально Чандлер планировал в этот рассказ Кармади, скорее всего в рассказе просто имелся в виду безымянный сыщик.

Потому что в этом же сборнике был еще один переписанный рассказ, «Guns at Syrano’s», в котором Чандлер поменял первоначального главного героя Малверна на Кармади. То есть от Кармади писатель не отказывался, просто он его и не сопоставлял с персонажем «Свидетеля». А то, что в «Свидетеле» якобы действует Кармади — это измышления поздних биографов. В любом случае, после 1950 года «Свидетель» стал издаваться во второй редакции, с Марлоу.

А сама повесть — середнячок, не более того. Чандлер нормально владеет словом, и его описаловка на достойном уровне. А вот к сюжету претензии есть. 
Сыщик дает показания в суде против убийцы Тиннена, подручного политика и теневого воротилы Дорра. После суда к сыщику обращается его знакомый Лу. Лу задумал аферу в казино, и сыщик нужен ему для подстраховки. После того как Лу и его подруга Гленн выигрывают в казино 22 тысячи долларов, Лу убивают, а Гленда отдает выигрыш сыщику на хранение. В этом и заключается развод Дорра — Лу убит из пистолета сыщика. Чтобы полиция подумала, что сыщик сам убил Лу из-за денег.

Проблема в том, что «Свидетель» затянут. При не очень большом объеме, в повести хватает лишнего — повторов и невнятных сцен. Если, допустим, кусок со стрельбой у дома таксиста, хоть и не нужен для сюжета, но читается нормально, то длинный эпизод с похищением сыщика и его разговор с Дорром вообще сложно объяснить с точки зрения логики. Дорр похищает сыщика, чтобы рассказать тому, насколько он умный? Ну, да, ну, да.

И сыщик здесь какой-то апатичный — просто ходит и не очень внимательно смотрит по сторонам. И ни хрена не делает. Просто ждет, пока всё порешается само собой. Волею Чандлера так оно и происходит — во время второй встречи с Дорром (под сильно натянутым предлогом) бандиты перестреляли друг друга, а сыщик так и остался стоять в стороне.

Чандлер еще не успел набить руку, и лучшие его произведения еще впереди. Если почитать его романы, то можно обратить внимание, что во всех романах он использовал идеи из своих рассказов и повестей, заново обыгрывая удачные сюжетные ходы. Идеи из «Свидетеля» он впоследствии нигде не использовал.

5 / 10

Поделиться ссылкой:

Раймонд Чандлер — Свидетель (1934)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх