
Оригинальное название: Raymond Chandler — Goldfish.
Десятый детективный рассказ Чандлера. Вышел в июньском номере за 1936 год журнала «Black Mask».
К частному детективу Кармади обращается его знакомая Кэти. 20 лет назад налетчик по имени Сайп украл 2 дорогие жемчужины. Сайпа поймали, он отсидел 15 лет и вышел. Жемчужины так и не нашли. Они считаются утерянными и страховая компания до сих пор готова выплатить 25 тысяч долларов тому, кто вернет их.
У Кэти снимает комнату бывший сокамерник Сайпа, Мардо, которому когда-то налетчик проболтался, что жемчужины до сих пор у него. Кэти предлагает Кармади разыскать Сайпа и жемчужины. А 25 тысяч поделить на троих — Кармади, Кэти и Мардо. Кармади соглашается, едет к Мардо и находит его мёртвым. Бывшего сокамерника Сайпа запытали до смерти. Становится понятно, что за жемчужинами охотится кто-то еще.
Единственный подобный рассказ у Чандлера. Главгерой присоединяется к охоте за сокровищем. Идёт практически по трупам — не отвлекаясь на них и не останавливаясь в пути. И в конце получает свой приз. У Чандлера чуть ли не все герои — рефлексирующие бессребреники. Получающие, в лучшем случае, моральное удовлетворение от своей работы.
Поэтому «Золотые рыбки» больше похож на оммаж Чандлеру какому-то другому произведению. О макгаффине и нескольких группах, пытающихся его добыть. Вариация на «Мальтийского сокола» Хэммета — серия рассказов о Кармади, кстати, начиналась с отсылок к Оперативнику Хэммета. «Рыбки» — это не переписывание «Сокола», но относятся они к тому же поджанру приключенческой литературы.
«Золотые рыбки» рассказ интересный. Но это тот случай, когда Чандлер сам на себя не похож. Этот рассказ — не детектив. Это бульварное приключалово. Хоть и хорошо написанное — Чандлер специально для этого рассказа не разучился писать. Скажем так — если до и после «Рыбок» Чандлер писал выше среднего уровня бульварного палпа (в котором он тогда печатался), то конкретно здесь он «опустился» до этого уровня — в сюжетно-смысловом наполнении рассказа.
В 1950 году Чандлер переделал несколько своих рассказов — для сборника «Простое искусство убивать». В «Золотых рыбках» главным героем стал Филип Марлоу — самый популярный персонаж писателя. И вот это было очень глупо — поведение главгероя не слишком соответствует типажу Кармади, а уж от характера Марлоу оно и вовсе бесконечно далеко.
6/10
Один комментарий к “Раймонд Чандлер — Золотые рыбки (1936)”