Оригинальное название: Dahiell Hammett — The Big Knockover.
Двадцать второй рассказ из цикла об Оперативнике детективного агентства «Континенталь». Впервые был опубликован в февральском номере за 1927 год журнала «Black Mask».
Оперативник, встречаясь с знакомым в ресторане, замечает, что в зале полно преступников. Бандитов из других городов, которые никогда не работали в Сан-Франциско. А на следующий день банда, состоящая из 150 налетчиков, перекрывает целый финансовый квартал и грабит несколько банков. Войсковая операция, а не бандитский налёт. Но после «большого налёта» преступления не заканчиваются — кто-то начинает массово убивать бандитов, принимавших участие в налёте.
Хэммет в начале своей карьеры издавался, в основном, в журнале «Black Mask». В 1925 году он разругался с новым редактором журнала, Филипом Коди. Редактор требовал от Хэммета, чтобы он изменил стиль своих произведений. Хэммет требовал от редактора денег — писатель считал, что ему не доплачивают. К консенсусу они так и не пришли. В начале 1926 года Хэммет забросил литературу и устроился на «обычную» работу.
В том же 1926 году Коди ушел из журнала. Сложно сохранить своё место, если итогом твоей работы становится исход авторов из журнала. Джозеф Шоу, пришедший на его место, начал с того, что стал «собирать» авторов обратно. Дошла очередь и до Хэммета, который к 1926 году был уже одним из ведущих авторов «Черной Маски». Шоу выплатил писателю те деньги, которые тот требовал от Коди. После этого Хэммет уговорился снова взяться за перо.
«Большой налёт» был возвращением Хэммета — первым произведением, опубликованным после почти годового «отпуска» писателя.
В 1925 году у Хэммета вышел рассказ «Ограбление Коффигнела». В котором рассказывалось о том, как группа преступников грабит целый остров. Грабит в духе «военной операции» — с ружьями, гранатами, пулеметами и четким планом действий. Этот рассказ был одним из самых популярных у Хэммета.
В «Большом налёте» Хэммет взял за основу сюжет «Коффигнела». Только с большим размахом. В 1925 году грабили небольшой остров, в 1927 году грабят банковский квартал в Сан-Франциско. В 1925 году банда состояла из десятка человек, в 1927 году — из 150. Но «военное» планирование операции присутствовало в обоих рассказах.
В общем, Хэммет взял свой старый сюжет и модернизировал его под «громкое возвращение». Чтобы толпы народу с оружием в руках палили друг в друга, а Оперативник решал свои задачи в этой толчее. Такой стиль набирал популярность в то время (в том числе и из-за активно проталкивающего его Коди) и Хэммет дал публике именно то, что она хотела. Да еще и оставил задел на продолжение — в конце «Большого налёта» главный злодей ускользает от полиции. Роман-фельетон в исконном понимании этого термина, так любимый в старых журналах. Продолжение «Налёта» называется «106 тысяч за голову» и оно было опубликовано в «Маске» в мае 1927 года.
Хэммет вернулся в литературу всерьез. В том же 1927 году была начата публикация его первого романа, «Кровавая жатва».
Отношение к «Большому налёту» двойственное. С одной стороны — лихие приключения, размах событий, интересный стиль написания (перечни бандитов, как телеграфные сводки). С другой стороны — «Налёт» не слишком похож на остальное творчество Хэммета. Он был написан под влиянием момента, да еще и с параллелями с «Коффигнелом». Но «Коффигнел» на русском появился позже «Налёта», поэтому в лидерах симпатий оказался рассказ 1927 года, а не его предшественник.
9/10
Один комментарий к “Дэшил Хэммет — Большой налёт (1927)”