Оригинальное название: Dashiell Hammett — The Main Death.
Двадцать четвертый рассказ о безымянном Оперативнике агенства «Континенталь». Был опубликован в июньском номере журнала «Black Mask» за 1927 год.
Чтобы была понятна временная линия произведений об Оперативнике. Весной 1927 года вышла известная дилогия «Большой налет»/»106 тысяч за голову». Осенью того же года начинается публикация отдельными главами роман «Кровавая жатва». «Смерть Мэйна» — единственное произведение об Оперативнике, вышедшее между этими работами.
В тот период Хэммет начал «забивать» на принципы классического детектива. Преступник — сыщик — аресты и полиция. Хэммет потихоньку от этого отказывался. Вспомните. «106 тысяч» — Оперативник организовывает всё так, чтобы вывести агентство из-под удара. «Кровавая жатва» — там Оперативник и вовсе организовывает кровавое побоище, полностью забив на «вор должен сидеть в тюрьме».
«Смерть Мэйна» тоже вписывается в этот вектор Хэмметовской прозы того времени. Оперативник, чтобы вернуть деньги клиенту, не связывается с полицией и не арестовывает преступников. Он организовывает вооруженный налет, чтобы украсть деньги и вернуть их клиенту. Преступников же он отпускает. Правосудие и судебная система? Мне платят не за это.
Сюжет. Двое грабителей убивают Джеффри Мэйна в его квартире и крадут 20 тысяч долларов, принадлежащих шефу Мэйна, антиквару Бруно Гаджену. Гаджен нанимает «Континенталь», чтобы вернуть деньги.
Спойлеры. Мэйн спал с женой Гаджена. Они встречались на съемной квартире. Служанка жены навела 2 бандитов на влюбленную пару. Ограбление произошло во время встречи любовников. Мэйн не мог об этом рассказать Гаджену и не мог вернуть деньги. Поэтому он вернулся домой и покончил жизнь самоубийством. Жена Мэйна инсценировала убийство и ограбление, чтобы получить страховку. Деньги возвращены. Служанка и ее друзья сбегают из города.
Очень навороченный (для тогдашнего детектива) сюжет. Всего-то 20 страничек, а количество лиц и сюжетных запуток хватило бы на целый роман. Хэммет тогда был на пике. От незамысловатых сюжетов ранних произведений он переходил к крупной форме. У него же на тот момент не было написано ни одного романа — первым как раз и будет «Кровавая жатва». По «Смерти Мэйна» и видно, что короткую форму писатель уже перерос.
8/10