Оригинальное название: Ragnar Jónasson — Drungi.
Восьмой роман Йонассона. Второй роман трилогии «Hidden Iceland». Вышел в 2016 году.
1987 год. В загородном летнем домике полиция находит тело убитой девушки. В преступлении обвиняют ее отца, который позже кончает жизнь самоубийством в тюремной камере.
1997 год. Четверо друзей, давно не общавшихся друг с другом, собрались, чтобы помянуть погибшую десять лет назад девушку, которая была их общей знакомой. Четверка проводит выходные на уединенном острове. Отдых оборачивается трагедией — один из четверки гостей погибает. Смерть похожа на несчастный случай, но полиция уверена, что это убийство.
И вот в двух предыдущих абзацах я пересказал вам процентов где-то 60 «романа» «Остров». («Роман» взят в кавычки потому, что произведение очень короткое и никак не тянет на роман. Большая повесть, скорее. Но издательство «Азбука» умудрилось его растянуть на отдельную книгу в 350 страниц.) В оставшихся процентах полиция быстренько проводит расследование и изобличает убийцу.
В 2015 году Йонассон выпустил «роман» «Мгла». В том романе рассказывалось о последнем деле инспектора Хюльды Херманссдоуттир. Последнее — это потому, что в конце романа Хюльда нелепейшим образом погибает. Через год Йонассон выпустил «Остров», в котором следствие снова вела Хюльда. Как? Очень просто — события «Острова» происходят за 15 лет до событий «Мглы».
Во «Мгле» было плохо всё. (Кроме описаний природы Исландии.) «Остров» написан чуть лучше, но это всё равно плохой роман. Лучше — это потому, что детективная загадка в романе вышла чуть адекватнее, чем в первом романе. А вот всё остальное в романе — плохо.
Такое ощущение, что автор смог придумать сюжет страниц на 30-40. А затем начал его всеми способами растягивать на 200 страниц. Хюльда долго и часто переживает об умерших муже и дочке. (Из «Мглы» мы уже знаем эту печальную историю и потому не очень понимаем, почему Хюльда так скорбит о своём подонке-муже.) Хюльда летит в Америку, чтобы разыскать своего отца. Хюльда пытается обустроить свою жизнь после смерти матери. (И ничего у нее не получится — и это читателям тоже известно из «Мглы».)
Детективная история подается небольшими клочками. Стиль автора — утаивать малейшие подробности происходящего. Вместо того, чтобы сразу объяснить, кто все эти люди и что они здесь делают, Йонассон вертится ужом на сковороде, лишь бы не сболтнуть чего раньше времени. Имя убитой в 1987 году девушки автор написал только в финальной трети романа. До этого были сплошь намеки. Степень родства некоторых других персонажей раскрывается примерно тогда же. До этого момента читателю предлагается гадать, почему персонажи совершают те или иные поступки.
Истоки такого стиля понятны. Расскажи Йонассон читателям сразу, кто тут зачем и почему, то дальше пришлось сосредотачиваться на детективной истории. А так, за миллионом недомолвок сразу и не поймешь, что, собственно, детектив в романе всё никак не начинается. А если автор пару сотен страниц всячески намекает на тайны, а затем оказывается, что все эти тайны сводятся к 2+2=4, то читатель чувствует себя обманутым. По итогам прочтения «Острова» всё больше кажется, что титул Йонассона «лучший детективный автор Исландии» он получил потому, что он единственный детективный автор Исландии.
Описания природы Исландии всё так же хороши. Тут Йонассон хорош. Но на одной природе детективный роман никак не вытянуть.
Про Хюльду есть еще третий роман, действие которого происходит в 1987 году. Но читать его — желания всё меньше. Разве что Йонассон сможет в нем предложить читателям что-то такое, что покажет события первых двух романов под новым углом и все восхитятся шикарной задумке автора. Но я что-то в этом сомневаюсь.
3/10