
В Чикаго 5 сентября заканчивается ВорлдКон и под занавес конвента огласили победителей премий «Хьюго» за 2022 год. Среди награжденных традиционно уже для некогда уважаемой премии россыпь всякого барахла, которое подробно описывать неохота. Но в рамках «слежения» за международными трендами коротенько пробежимся по победителям.
Лучший роман
Аркади Мартин. A Desolation Called Peace.
Мартин — это американская лесбиянка, проживающая со своей женой в Нью-Мексико. На goodreads у этого романа стоят тэги LGBT и LGBT-Queer. (Квиры — слово, обозначающее весь спектр человеческих гендеров, которые не вписываются в 2 настоящих гендера.)
«A Desolation Called Peace» — это продолжение романа «Память, что зовётся империей», который тоже получил два года назад «Хьюго».
Лучшая повесть
Бекки Чамберс. A Psalm for the Wild-Built.
Чамберс — еще одна американская лесбиянка, только эта со своей женой живет в Сан-Франциско. На goodreads у этой ее повести всё те же тэги про LGBT и LGBT-Queer.
Лучшая короткая повесть
(Импортный стандарт произведения, не прижившийся в России — среднее по объему между повестью и рассказом)
Сюзанна Палмер. Bots of the Lost Ark.
Лучший рассказ
Сара Пинскер. Where Oaken Hearts Do Gather.
Удивительное дело — две премии взяли женщины, которые идентифицируют себя как женщины. А у произведений-победителей отсутствуют LGBT-тэги на гудридзе.
Лучшее нехудожественное произведение
Чарли Джейн Андерс. Never Say You Can’t Survive.
У Андерс всё очень непросто с самоидентификацией. Трансгендерная женщина и гендерквир — это ее (его?) самоопределение. Я вот даже хрен знает, кем это изначально родилось и кем стремится стать. Естественно, Андерс завсегдатай всяческих премий. На goodreads у нее россыпь LGBT-тэгов.
Лучшая графическая история
Н.К. Джемисин. Far Sector.
Нора Джемисин — это рупор американского феминизма, антирасизма и так далее по списку. На goodreads у этого комикса тоже имеется тэг про LGBT — для полноты картины Джемисин любит втыкать в свои произведения лесбиянок и их непростые отношения.
Лучший цикл книг
Шеннон Макгвайр. Трудные дети.
Открываем отечественную Вики, вбиваем в поиск имя Шеннон Макгвайр. На ее странице читаем, что этот персонаж идентифицирует себя как пансексуал, бисексуал и демисексуал. Понимаем, что половину слов не знаем, да что-то как-то и не хочется — ну их нафиг с их идентичностью.
Первый роман награжденного цикла, «В каждом сердце — дверь». Открываем его страницу на goodreads. Читаем про LGBT и LGBT-Queer. Закрываем goodreads.
Премия «Поразительное».
(Раньше это была премия имени Джона Кэмпбелла, но под напором феминиствующей общественности в 2020 году премии изменили название.)
Шелли Паркер-Чан.
На сайте этой Паркер-Чан в разделе «About» читаем: Шелли Паркер-Чан — бывший дипломат и советник по международному развитию азиатско-австралийского происхождения, которая почти десять лет работала над вопросами прав человека, гендерного равенства и прав ЛГБТ в Юго-Восточной Азии. Закрываем сайт Паркер-Чан и делаем зарубку в памяти, что не стоит ее читать.
В кино-категориях премии взяли новая экранизация «Дюны» и сериал «Пространство». С фильмом Вильнева понятно — если не он, то кто? А окончательно закрытое «Пространство» получило награду по совокупности заслуг.
Всякие мелкие премии описывать нет настроения. Да и там общая картина не слишком изменится.
Выводы стандартные. Фантасты мужского пола всего мира уже много лет, как разучились писать. По мнению голосующих за «Хьюго». В приоритете женщины. И желательно, чтобы в их прозе присутствовали всяческие ЛГБТ. В таком случае премия уже почти в кармане. И как бы ничего удивительного нет в том, что читать всё это особо большого желания нет.
Шеннон Макгвайр у нас издавали «Эксмо» и «АСТ». Аркади Мартин выходила в «Fanzon». Бекки Чамберс — «Fanzon». У Сюзанны Палмер, Чарли Джейн Андерс и Сары Пинскер авторских книг на русском не выходило. Джемисин у нас печатают «Азбука» и «Fanzon». Роман Шелли Паркер-Чан недавно выпустил «Fanzon».
В общем, «Fanzon» старается держаться трендов и моды. Издавать награждаемых авторов. Но учитывая, что именно сейчас, в основном, награждают, то работа Фанзона начинает напоминать захламление отечественного рынка «небинарными квирами» и иже с ними.