Оригинальное название: The Long Wait.
Экранизация одноименного романа Микки Спиллейна.
Человек, потерявший память, через 2 года возвращается в своей родной город. Возвращается, чтобы узнать, кем он был раньше. В городе он узнает, что его зовут Джонни МакБрайд. И что он в розыске за убийство местного прокурора. Единственное, что спасает Джонни от тюрьмы — отсутствие у него отпечатков пальцев. Он их лишился в огне, в той же аварии, в которой потерял и память. И теперь МакБрайд намерен выяснить, что же с ним случилось в этом городе 2 года назад.
Виктор Сэвилл. Это сценарист, режиссер и продюсер. Он англичанин, но с началом Второй Мировой войны Сэвилл перебрался работать в Голливуд. В начале 1950-х Сэвилл купил права на экранизацию нескольких романов Микки Спиллейна. Спиллейн был «запретным плодом» для киношников — с одной стороны его книги расходились миллионными тиражами, с другой — в этих книгах было столько насилия, что цензура никогда не пропустила бы подобное на экраны кинотеатров. Сэвилл решил рискнуть — взять книги Спиллейна и экранизировать их так, чтобы цензуре было не к чему придраться. Плохое решение.
Первой экранизацией Спиллейна от Сэвилла стал фильм «Суд — это я». Сэвилл нанял для этого фильма режиссера-дебютанта (который также написал и сценарий) и актера-дебютанта. Фильм вышел в 1953 году. И провалился. Сценарий был жалкий. Еще более жалко выглядел актер, игравший Майка Хаммера (Бифф Эллиот его звали — но вы его не знаете, потому что ему больше никогда не давали главные роли в фильмах).
Ко второму фильму по Спиллейну Сэвилл подошел более ответственно. Во-первых, снимать он его решил сам. Во-вторых, сценарий был поручен профессионалу. В-третьих, на главную роль позвали Энтони Куинна, который хоть и нечасто тогда появлялся в главных ролях, но к тому времени уже имел в резюме «Оскара» за лучшую роль второго плана.
Заодно Сэвилл решил снимать что-то не про Хаммера. И вот тут выбор был очевиден — к 1953 году Спиллейн написал 7 романов и только один из них был не про Хаммера. «Долгое ожидание». Вот за него Сэвилл и взялся. В те годы киношники работали быстро. Так что «Долгое ожидание» появилось в кинотеатрах уже через 10 месяцев после «Суд — это я» — в мае 1954 года.
В фильме были сохранены основные сюжетные перипетии романа. Мужчина без памяти и отпечатков пальцев, коррумпированный город, кто кого и за что убил. Всё это было у Спиллейна. Но Сэвилл изменил «тональность» романа.
В книге главный герой приехал в город, чтобы отомстить за друга. Герой очень крут и почти от всех скрывает свою амнезию. Общается «наездами» на собеседников и никому не позволяет почувствовать свою «слабость». Типичный персонаж Спиллейна. А в фильме герой приезжает в город не мстить, а узнать своё прошлое. И всем окружающим он говорит, что ничего не помнит. Кто я? Вы знаете кто я? Это уже не «мститель», это «проситель». Ничего общего с персонажем Спиллейна.
И хотя фильм приходит ровно к той же концовке, что и книга — плохие парни мертвы, хорошие парни счастливы, но фильм к этой концовке приходит совсем другим путем. В книге была возлюбленная главного героя — Вера ее звали. Она пропала из города вслед за героем. Макбрайд, помимо прочего, ищет Веру и в конце книги находит ее. Но именно что ищет «помимо прочего» — так, на фоне, не заостряя. А в фильме поиск Веры вывели на первый план.
В фильм добавили кучу девиц, среди которых Макбрайд должен найти свою Веру. С каждой герой встречается, милуется, обнимается, целуется — чтобы понять, Вера это или нет. Не, пикантности это всё добавляет. Но. Действие детективной истории это всё неимоверно тормозит. И фильм из-за этого кажется неимоверно скучным и нудным. Шляться полфильма по девкам в поисках нужной — неплохая идея для пикантной комедии. Но плохая для «крутого детектива».
Снят фильм обыденно, без изысков. Почти ничего не запоминается из увиденного. «Почти» — это потому что в фильме есть обалденная сцена на пустом складе. Когда связанная Венера ползет по полу к связанному Джонни — для 1950-х это было практически как садо-мазо-порно.
Энтони Куинн оказался хорош. Но он слабость сценария и режиссуры не вытягивает. Коберн и Эванс неплохи, но их мало в кадре. Девиц много, но на них взгляд быстро замыливается. Попробуйте в сцене в казино отличить всех этих Венер, Венди и Кэрол друг от друга.
«Долгое ожидание» много десятилетий был забыт. На видеокассетах когда-то имел хождение. А вот на ДВД его не выпускали. И, внезапно, в 2023 году фильм был отреставрирован и выпущен на BluRay в 4К. Вот уж точно долгое ожидание.
На русский фильм официально не переводился. В сети можно найти этот фильм с любительским переводом.
Сэвилл не оставил в покое Спиллейна. Он сделал еще два фильма по романам писателя. «Целуй меня страстно (как продюсер) в 1955 году — плохой культовый фильм. И «Мой револьвер быстр» (как режиссер) в 1957 — просто плохой фильм. Может, сделал бы и еще, но решил отходить от дел. «Мой револьвер быстр» стал последней режиссерской работой Сэвилла. После этого он спродюсировал еще пару фильмов, а затем окончательно завязал с кинематографом.
5/10