Гарри Гаррисон — Самый замечательный автомобиль в мире (1965)

Журнал «New Worlds», октябрь 1966 года

Оригинальное название: Harry Harrison — The Greatest Car in the World.

Американский инженер Эрнест приезжает в Италию, чтобы пообщаться с легендарным разработчиком гоночных автомобилей Беллини. Много лет назад во время гонки от машины Беллини отлетела пробка горловины радиатора и попала в голову отца Эрнеста. С тех пор эта пробка стала талисманом семьи Эрнеста и теперь он привез ее, чтобы показать Беллини. Инженер и изобретатель находят общий язык и престарелый Беллини показывает молодому Эрнесту своё последнее изобретение — великолепный автомобиль, который он называл «тип 99». А затем изобретатель умирает, а инженер уезжает из его дома на «тип 99».

Конечно, придется внести пару-другую незначительных изменений — ну, например, поставить другие аккумуляторы. Никель-кадмиевые придется выкинуть. Завод имеет контракт с поставщиками свинцовых батарей, а такие контракты нарушать нельзя. И алюминиевый кузов — он очень хорош в теории, но для его изготовления нужны особые штампы; к тому же на складе имеются большие запасы стального листа, которые следует израсходовать, да и дилеры поднимут вой, потому что алюминиевые кузова никогда не ржавеют, и возникнут серьезные трудности со сбытом более новых моделей. И двигатель следует поставить другой; они модифицируют один из серийных. Что и говорить, новый принцип — это прекрасно, но выкидывать станки, каждый из которых стоит пару миллионов долларов, просто глупо.

Это один из последних абзацев рассказа. Переворачивающий его смысл, в лучших традициях Роберта Шекла, с ног на голову. Энтузиаст автомобилестроения Эрнест мгновенно сменяется расчетливым дельцом Эрнестом. Оставляя читателям загадку — а существовал ли вообще энтузиаст Эрнест? Что из сказанного им у Беллини было правдой? Была ли история с пробкой реальностью и Эрнест на самом деле хотел поделиться ею с Беллини или всё это было враньем с целью втереться в доверию к изобретателю?

Гаррисон одно время жил в Италии. Знал о влюбленности итальянцев в хорошие машины. В середине 1960-х Гаррисон уже жил в Дании и решил написать рассказ, в котором противопоставил образ мышления жителей двух стран, где жил раньше — Италии и Америки. Фанатично преданные чистому искусству (хоть речь и шла только об автомобилях) итальянцы и американцы, способные убить любую мечту ради прибыли. Получилось неплохо. А еще в этом рассказе Гаррисон обошелся без фантастики (не считая некоторые технологических особенностей «типа 99») — чтобы показать убийство мечты, фантэлемент не нужен.

В библиографиях Гаррисона пишут, что этот рассказ впервые был опубликован в 1965 году в некоем издании с названием «Status». К сожалению, я так и не выяснил, что это за издание и где оно издавалось. Первое издание с этим рассказом, о котором знает гугл — это английский журнал «New Worlds», номер за октябрь 1966 года. Журнал специализировался на фантастике, но этот рассказ в него попал не из-за фантастики, а из-за Гаррисона. Главредом журнала в те годы был Майкл Муркок, а «близким другом» журнала (добывавшим деньги для его издания) был Брайан Олдисс — лучший друг Гаррисона. Поэтому для публикации чего-то ни было в «New Worlds» у Гаррисона преград не было.

В 1970 году Гаррисон включил «Самый замечательный…» в свой очередной сборник рассказов, «Номер первый». А в 2001 году писатель включил рассказ в свой юбилейный сборник «50х50».

На русском рассказ появился в 1990-е. Тогда под названием «Лучший автомобиль на свете». В 2000-х появился новый перевод — рассказ стал известен уже как «Самый замечательный автомобиль в мире». Под вторым вариантом названия рассказ на русском несколько раз переиздавался в последние пару десятилетий.

7/10

О других произведениях Гарри Гаррисона вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Гарри Гаррисон — Самый замечательный автомобиль в мире (1965)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх