Фильм «Кукла на цепи» (1971)

Фильм «Кукла на цепи» (1971)

Оригинальное название: Puppet on a Chain.

Экранизация одноименного романа Алистера Маклина.

Для расследования действий банды, занимающейся распространением наркотиков, из Америки в Амстердам прибывает полицейский Пол Шерман. Однако наркомафия к его приезду была готова — связной Шермана убит и на него самого тоже готовят покушение. Как полицейскому выкрутиться из этого, если у мафии в Амстердаме на каждом углу глаза и уши?

Начиная с 1967 года Маклин работал с кинопродюсером Эллиотом Кастнером. Писал для него сценарии, а Кастнер пытался их экранизировать. (С переменным успехом.) «Кукла на цепи» тоже изначально был сценарием, написанным для Кастнера. Однако продюсеру он не понравился, Маклин пожал плечами и переделал его в роман с тем же названием, который вышел в 1969 году.

Теперь о другом персонаже. Джеффри Рив. Режиссер. Англичанин. В 1950-е он уехал в Канаду и набивал там руку на съемках рекламных роликов. В 1960-х вернулся в Англию и стал заниматься документалистикой. Где-то в середине 1960-х, когда Рив был в поисках какой-то очередной натуры для съемок очередного документального фильма, он познакомился с Алистером Маклином. Они подружились и договорились обязательно когда-нибудь вместе поработать.

Поработать вместе у них до поры не получалось, потому что третьим персонажем в их маленьком предприятии был Карл Форман, который когда-то продюсировал экранизацию романа Маклина «Пушки острова Наварон», и потому был для Маклина большим авторитетом от мира кино. Всё дело в том, что во второй половине 1960-х у Формана была большая напряженка с деньгами — идеи были, а инвесторов не было. Поэтому все проекты Маклина были отложены на когда-нибудь потом.

Затем подвернулась «Кукла на цепи», от которой уже отказался Кастнер. Рив хотел снять фильм по этому сценарию. Маклин не был против, но при условии, что Рив сам займется поисками инвесторов. Рив согласился и нашел для фильма продюсера, Курта Унгера. Унгер дал денег, но сразу сказал, что сценарий Маклина — ерунда и там всё надо переделывать. Маклин на это очень обиделся и дальнейшего участия в создании фильма не принимал.

Переписали сценарий. Сняли фильм. В 1970 году он был готов. Его посмотрели тест-группа и Унгер — и дружно его забраковали. Унгер уволил Рива, нанял нового режиссера — Дона Шарпа. Шарп перекроил сценарий (опять), выкинул часть материала Рива и отснял новые сцены. Летом 1971 года фильм был готов. Опять. И вот уже после этого «Кукла на цепи» пошла в прокат. Точных цифр кассовых сборов нет, но создателей фильма, и больше всего Унгера, они не порадовали.

Как можно было догадаться по предшествующим абзацам, роман Маклина экранизировали не дословно. Мягко говоря. Что не перелопатил первый сценарист, то добил Шарп. Основной сюжет остался в неприкосновенности. Шерман, куклы, Амстердам — канва сюжета сохранила почти всё из романа. Диалоги Маклина вычеркнули практически целиком — для фильма написали свои. Убрали весь юмор, которого у Маклина хватало, несмотря на обилие смертей в романе. Объединили персонажей Мэгги и Белинду.

И, самое главное, изменилась «подача материала». Маклин писал размашисто. Действие в романе напоминало фильмы про Бонда. Крутой суперагент против толп бандитов. С «красивым» убийством во время танца (с вилами). С долго рассказывающим, какой он умный, злодеем. И так далее.

А фильм сняли, как типовой британский триллер 1960-х. Уличные съемки (с прохожими, которые заглядывают в камеру). Необычные ракурсы. Драки в стиле «реализм», стрельба похожа на стрельбу, кровь на лице похожа на кровь. Нет того бондовского глянца, на который уже начинали ориентироваться фильмоделы. (И это я сейчас говорю про позитив в фильме, с моей точки зрения.) Даже «ловушку с часами» в фильме умудрились снять как-то вяло и скучно. (А вот это уже в негатив.)

Диалоги местами странные. Если бы я ранее не читал книгу, то не уверен, что я бы понял все перипетии сюжета фильма. Не самый сложный сюжет в фильме умудрились в диалогах пересказать в стиле «Гоги напел». Возможно, это связано с переделками Шарпа — он говорил, что ему пришлось резать сцены, снятые Ривом.

Главную роль в фильме исполняет Свен-Бертиль Таубе. И, скорее всего, вам это имя ни о чем не говорит. Потому что Таубе был известен как театральный актер, а еще более он был известен, как певец. Поп-исполнитель. Логика продюсеров понятна — поместить известное лицо в кадр и на постеры. Ну, то есть переводя на понятные аналогии — взять Колю Баскова на роль Глеба Жеглова. Таубе, конечно, играет лучше, чем Золотая Чаша, но периодически во время просмотра появляется ощущение мискаста. (Не говоря уже о такой мелочи, что в романе Шерман после приключившейся с ним авиакатастрофы был вообще никак не красавец.)

Итого. Средний фильм, снятый хорошо (с оговорками), но с не самым вменяемым сценарием. Посмотреть можно, но явно не классика жанра.

И вот всё вышесказанное относится к фильму в целом, но без сцены гонок на катерах. Видимо, Унгер после просмотра первой версии фильма решил, что «Кукле» не хватает «изюминки». Такой, которая намертво застрянет у зрителя в голове. Как 11-минутная автомобильная погоня на машинах в фильме «Буллит» 1968 года. Никто уже (кроме самых преданных фанатов) не вспомнит, из-за чего был весь сыр-бор в «Буллите», но гонка из этого фильма — абсолютная классика, которую с высоких мест во всевозможных рейтингах не подвинуть никаким «Форсажам».

Унгеру требовалось что-то подобное. И, поскольку действие происходит в Амстердаме, гонка должна была быть не на машинах, а на лодках. Для съемок этой гонки, в первую очередь, и нанимали Дона Шарпа. И тот расстарался. Восьминутная гонка по каналам Амстердама в «Кукле на цепи» — это феерично. И продумано, и снято. Через много лет создатели очередного кино-Бонда, «Живи и дай умереть» 1973 года, рассказывали, что гонку на воде в этом фильме они снимали с оглядкой именно на «Куклу». Даже если вам лень смотреть «Куклу на цепи» целиком, вбейте в гугл фразу «puppet on a chain boat» и первым видео будет нужный отрывок из этого фильма. Посмотрите — оно того стоит.

7/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Кукла на цепи» (1971)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх