Фильм «Дьявольский микроб» (1965)

Фильм «Дьявольский микроб» (1965)

Экранизация одноименного романа Алистера Маклина. 

Оригинальное название: The Satan Bug.

Из секретной «Станции-3», расположенной в Калифорнии, похищены опасные вирусы. Один из вирусов называется «Дьявольский микроб» — новейшее изобретение вирусологов, способное убить всё население планеты. К поискам похищенного привлекают частного детектива Ли Барретта, бывшего начальника службы безопасности «Станции-3».

Роман «Дьявольский микроб» был одним из самых популярных и коммерчески успешных романов Алистера Маклина. Так что права на экранизацию были куплены аккурат тогда, когда роман занимал первые строчки книжных чартов в Америке. Интересно тут то, что этот роман был написан Маклином под псевдонимом Ян Стюарт. Маклин хотел доказать миру и себе, что его романы покупают не только из-за имени на обложке. Причуды кармы — роман, написанный под псевдонимом, оказался чуть не популярнее всех романов, что выходили под настоящим именем писателя. Псевдоним довольно быстро рассекретили и переиздали роман под настоящим именем автора, но в фильме в титрах еще написано, что это «экранизация романа Яна Стюарта».

Права на экранизацию купил Джон Стёрджес. Известный режиссер и продюсер. «Микроба» он тоже снимал сам. Стёрджес — это «Великолепная семерка», «Большой побег» и «Орел приземлился». А в 1968 году он еще один роман Маклина экранизирует — «Полярную станцию Зебра». То есть роман оказался в более чем надежных руках.

Сценарий писали Джеймс Клавелл (известнейший дядька, автор сценариев к «Мухе» и «Большому побегу» и будущий автор «Сёгуна») и Эдвард Энхалт (сценарист «Завета Холкрофта»).

За пару лет всё утрясли по сценарию и съемкам. И весной 1965 года фильм вышел на экраны.

От романа Маклина в фильме осталось многое, но далеко не всё. Основные события совпадают, да и то не всегда. Главное — роман всё-таки имел детективный уклон. С расследованием, подозреваемыми, допросами. Так вот — вся эта часть романа пошла под нож. Еще избавились от вбоквельной линии о шпионе, похищавшем вирусы и секретные сведения еще до большой кражи «Микроба». То есть примерно половину персонажей романа в фильме просто выкинули. Еще поменяли мотивацию злодея — из виртуозного преступного организатора его сделали сумасшедшим миллионером, который просто хочет поубивать кучу людей.

(Из-за этого посыпалась логика сценария — зачем злодею играть в кошки-мышки с полицией, выгадывая время, если можно всё взорвать в любой день, не дожидаясь банковских выходных?)

На фоне такого топтания на идеях Маклина, остальные изменения уже не производят большого впечатления. Действие перенесли из Англии в США. Мортон стал Станцией-3. Абсолютно всех персонажей переименовали: Пьер стал Ли, Мари стала Энн, Грегори стал Хоффманом, и так далее. И раз уж это Америка, то ампулы с вирусом оказываются заложены на бейсбольном стадионе. В общем, за сценарий жирный такой незачет.

Джордж Михарис

По актерам почти всё отлично. Девчата красивые, злодеи фактурные, полицейские характерные. Всё хорошо. Кроме исполнителя главной роли. Кто догадался взять на главную роль Джорджа Михариса — исполнителя ролей героев-любовников во всяком мыле? И чего хотели этим добиться? В результате, крутой разведчик Ли выглядит, как мальчик из подтанцовки в кабаре. Мискаст, однако. Или может создатели фильма ориентировались на максимально приглаженного Джеймса Бонда? Тогда и сюжетный выверт с почти опереточным злодеем становится понятным.

Фильм получился скучным и нудным. Удалого боевика там и не планировали, но слишком уж переборщили со скучными диалогами и длительными общими планами. То есть режиссер работал на нагнетание и напряжение, но промахнулся и получилось скучно. Несколько вялых экшн-сцен, поставленных так, будто их отыгрывает драмкружок имени Шекспира и хренова туча патетики в диалогах о недопустимости вирусов.

Если кто не помнит роман, то подскажу — главный герой Пьер (который в фильме Ли) появляется там в первой строчке. Потому как роман был написан от первого лица. В фильме главный герой появляется на шестнадцатой минуте фильма — всё время до этого показывают вялотекущее ограбление «Станции-3». То есть у зрителя задача такова — не уснуть, пока на экране собственно главгерой не появится.

Точный цифр по кассовым сборам я не нашел, но все сходятся на том, что фильм в прокате выступил не очень. Не то, чтобы совсем уж провал, но явно не те цифры, на которые надеялись создатели. Не получилось у Стёрджеса нового Бонда. Не стал Михарис новой звездой тогдашних блокбастеров. С годами о фильме просто забыли, будто его и не было никогда. Только немногочисленные поклонники Маклина вспоминают иногда, что была такая штуковина среди его экранизаций.

5/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Дьявольский микроб» (1965)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх