Фильм «Стукач» (1962)

Фильм «Стукач» (1962)

Немолодой вор Морис Фожель (Серж Реджани) после выхода из тюрьмы планирует новое ограбление. У Мориса есть лучший друг, Сильен (Жан-Поль Бельмондо), про которого ходят слухи, что он полицейский осведомитель. Морис отказывается верить этим слухам, но когда во время ограбления он натыкается на полицейскую засаду, то других вариантов у него не остается. И Морис, чудом сбежавший от полиции, пытается разыскать Сильена.

«Стукач» был седьмым фильмом Мельвиля. И первым, который можно сейчас смотреть не только ради «истории кинематографа», а ради качества самого фильма — как качества съемок, так и качества сценария. До того Мельвиль заигрывал с «новой волной», и был он тогда хорош — но хорош в плане «техники». Его фильмы были изумительны по качеству, но малосмотрибельны сейчас из-за их своеобразных сценариев. В какой-то момент Мельвилю это надоело и он решил снимать «коммерческие» фильмы. Хорошие детективы и криминальные драмы. И хоть бывшие соратники по «новой волне» и прокляли Мельвиля за предательство идеалов — сейчас этого режиссера помнят, как автора выдающихся (и в этом слове нет особого преувеличения) остросюжетных фильмов. А вовсе не за мутные эксперименты 50-х.

Что есть в «Стукаче»? Отличная операторская работа. Такими ракурсами и такими движениями камеры можно и сейчас немало насладиться — умели когда-то французские дядьки делать красиво. (К тому же в фильме показывается множество мелочей того времени, за которыми интересно наблюдать — типа вагонов метро, в которых двери надо открывать руками или трёхъярусных коек в тюрьме.)

К этому прилагается хороший сценарий — сложносоставная криминальная история, в которой до самого конца не понятно — кто кого подставил и почему. Фильм почти полностью разговорный (несмотря на почти десяток трупов в нем) и за этими разговорами надо внимательно следить. Иначе есть риск ничего в фильме не понять (несмотря даже на разжевывание смысла произошедших событий в финале фильма).

Фильм «Стукач» (1962)

Тарантино, помнится, говорил о Мельвиле, как об одном из главных режиссеров, сформировавших его «вкус». В данном случае, «сформировал» означает, что дядька Квентин дёргал у француза идеи большими кусками. И если вы считаете «Бешеных псов» новаторским фильмом — попробуйте посмотреть «Стукача». Приятно удивитесь. «Стукач» когда-то был снят в стилистике «нео-нуар» — в тот момент, когда страна-родоначальник жанра этот стиль совсем забросила. Через несколько десятилетий американцы (например, тот же Скорцезе тоже расписывался в любви к Мельвилю в целом и к «Стукачу» в частности) будут использовать приемы французского нео-нуара.

Начало фильма. Морис разговаривает с Жильбером. Они общаются как друзья и Жильбер даже отдает свой револьвер Морису. После этого Морис его убивает. Чуть позже герой Бельмондо разговаривает с Терезой о цвете ее глаз и сразу после этого бьет ее по лицу, связывает, привязывает к батарее и продолжает избивать, чтобы узнать нужную ему информацию.

Фильм «Стукач» (1962)

Если кто-то скажет, что он заранее может предсказать, чем закончится та или иная сцена в «Стукаче» Мельвиля — у него точно есть французские корни и среди его предков был некто по фамилии Нострадамус. Если кто считает, что французское кино до Бессона — это только полары и комедии, а Бельмондо хорош только в амплуа «крутой, но юморной полицейский» — вот ваш шанс убедиться в своей неправоте.

П.С. Как это обычно бывало у Мельвиля, «Стукач» — это экранизация литературного произведения. В данном случае, это экранизация одноименного романа Пьера Лесу. Не могу сказать, насколько Мьевиль был точен в экранизации или, наоборот, отошел от текста, потому как «Стукач» никогда не переводился на русский (впрочем, как и все остальные романы Лесу).

9/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Стукач» (1962)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх