Джон Диксон Карр — Вне подозрений (1949)

Джон Диксон Карр — Вне подозрений, издание 1953 года

Оригинальное название: John Dickson Carr — Below Suspicion.

Восемнадцатый роман из цикла о докторе Гидеоне Фелле. Вышел в 1949 году.

Патрик Батлер — известнейший адвокат, практически никогда не проигрывающий дела в суде. Очередной клиенткой Батлера становится Джойс Эллис, которую обвиняют в том, что она отравила свою работодательницу, миссис Тейлор. Эллис и Тейлор были ночью вдвоем в запертом доме, утром Тейлор нашли мертвой — отравленной сурьмой. Для следствия убийца очевиден. Однако, в суде Батлер добивается для Джойс оправдательного приговора — и ради этого ему даже не пришлось совершать подлог. Хотя противозаконные методы адвоката не особо не смущают, в этот раз они не понадобились.

Сразу после окончания суда над Джойс происходит еще одно убийство — у Люсии Реншо, родственницы и наследницы миссис Тейлор, умирает муж Ричард. Умирает от отравление всё той же сурьмой. Умирает при обстоятельствах, при которых никто не мог бы отравить его, кроме жены. Люсия Реншо становится новой клиенткой Патрика Батлера. И он твердо намерен доказать ее невиновность.

Карр десятилетиями и десятками романов приучал читателя к положительным главным героям. Добрым, милым, отважным и так далее. В романе «Вне подозрений» Карр выбрался из накатанной колеи и сделал главным персонажем романа Патрика Батлера. Эгоиста, циника, наглеца и хама. У которого если и есть второе имя, то это имя будет непременно «Высокомерие». И вот за его приключениями предлагается следить читателям. Ну, то есть сразу роман читается хуже, чем остальные произведения Карра — нелегко сопереживать такому персонажу, как Батлер. А любимый читателями Фелл, напротив, появляется в романе очень редко. И даже свою традиционную разоблачительную речь он в романе не произносит — а за кадром объясняет всё Батлеру, который и озвучивает всё убийце.

Действие романа происходит в 1947 году. Время дефицита в Англии. Плохая еда, огромные очереди, спекулянты и барыги. Карр, через персонажей романа, обильно поливает негативом сложившуюся ситуацию. Что-то очень СССР конца 80-х напомнила послевоенная Англия.

С точки зрения «классического детектива» — роман ужасен. Нет, там есть убийство, есть расследование, есть разоблачение. Всё по классике. Но. В повествование введены лондонские банды. Батлер шляется по кабакам, дерется с бандитами, размахивает пистолетом. Мало похоже на «уютные» детективы Карра.

И будто банд маловато, Карр еще ввел в роман сатанинскую секту, которая поставила отравление за деньги на поток. Помимо того, что эта секта скопирована с секты из романа Карра «Согнутая петля» 1938 года (пространные объяснения Фелла о природе подобных сект перекочевали из романа в роман под копирку), так ее деятельность толком и не освещена. Что-то в духе «у нас тут 10 убийств, про 2 вам рассказали, а с остальными потом полиция разберется».

В общем, как-то слабовато вышло. Не ровня лучшим романам Карра. Этому можно придумать только такое объяснение — Карр к тому времени устал от Фелла. За 16 лет он написал про этого персонажа 18 романов. И после «Вне подозрений» решил завязать с этим персонажем. Переключится на исторические романы. А следующий роман про Фелла, «Стук мертвеца», Карр напишет только через 9 лет после «Вне подозрений».

6/10

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Вне подозрений (1949)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх