Джон Диксон Карр — Тот, кто шепчет (1946)

Джон Диксон Карр — Тот, кто шепчет, издание 1946 года

Оригинальное название: John Dickson Carr — He Who Whispers.

Шестнадцатый роман в серии о докторе Гидеоне Фелле.

1945 год. Англия приходит в себя после окончания войны. Впервые за 5 лет собирается «Клуб убийств» — собрание уважаемых людей, которые обсуждают детективные загадки прошлого. По приглашению члена клуба, доктора Гидеона Фелла, на собрание приезжает Майлс Хэммонд. Но по приезду выясняется, что никто из членов клуба на собрание не пришел. Есть только Майлс, еще один гость — Барбара, и приглашенный докладчик — профессор Риго. Чтобы вечер не пропал впустую, Майлс и Барбара решают выслушать историю Риго.

Риго рассказывает о событиях 1939 года. Богатый промышленник был убит. Заколот в спину. На вершине башне. На которой кроме него никого не было. И не могло быть — Риго и сын покойного ушли из башни вдвоем за несколько минут до убийства. Убийцу тогда так и не нашли.

Позднее выясняется, что все трое присутствовавших на собрании в настоящем прямо и косвенно связаны с участниками старого убийства. Буквально на следующий день после собрания Майлс нанимает библиотекарем Фей — невесту сына промышленника, которую подозревали в убийстве его отца. А еще в 1939 году ее подозревали в вампиризме.

Классический Карр — это «убийства в запертой комнате» во всех возможных вариациях. «Тот, кто шепчет» — одна из таких вариаций. Блестящая. Карр придумал очередное невозможное убийство, а в конце романа дал максимально корректное объяснение произошедшему. Другой «конек» Карра — мистицизм. «Тот, кто шепчет» считается одним из лучших обращений Карра к этой теме. И вот тут двойственное отношение.

С одной стороны, вампирскую тему Карру достойно прояснил. А выведенная им в романе формула «эротизм=вампиризм» была в ходу много десятилетий. (И докатилась до нас в виде «сумеречных» вампиров.) С другой стороны, объяснение покушения на сестру Майлса — слабовато. Хоть и якобы основано на реальном факте из жизни графа Калиостро. (Факт и Калиостро — тот еще оксюморон, но тем не менее.)

В любом случае, налет мистицизма остался в романе только тонкослойным налетом. Не мешающим наслаждаться классическим детективом, в котором доктор Фелл раскрывает очередную загадку.

Правда, при чтении придется смирится с тем, что в романе есть несколько натяжек, из которых главная состоит в том, что Майлс оказывается чрезмерно окружен людьми, участвовавших в событиях 1939 года. И Карр никак это нагромождение случайностей не прояснил. Но это классические натяжки «Золотого Века Детективов».

9/10

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Тот, кто шепчет (1946)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх