Джон Диксон Карр — Дом на Локте Сатаны (1965)

Джон Диксон Карр — Дом на Локте Сатаны, издание 1967 года

Оригинальное название: John Dickson Carr — The House at Satan’s Elbow.

Двадцать первый роман из цикла о докторе Гидеоне Фелле. Вышел в 1965 году.

К Гаррету Андерсону, историку и писателю, из Америки приезжает его школьный друг Ник Баркли. Ник предлагает Гаррету съездить с ним в семейное поместье Баркли — старый дом, находящийся в месте, называемом Локтем Сатаны. За несколько месяцев до этого умер дед Ника, оставивший свое состояние и этот дом внуку. Ник — владелец издательского дома в Америке и английское наследство ему не нужно. Он хочет съездить в Локоть Сатаны и договориться о передаче наследства, и в первую очередь семейного дома, своей английской родне — дяде Пену и тетке Эстель.

К тому же надо разобраться с историей о призраке, который в последние месяцы является обитателям дома. Когда Ник, Гаррет и их сопровождающие подъезжают к дому на Локте Сатаны, они слышат выстрел. Кто-то стрелял в дядю Пена из пистолета холостым патроном. И Пен утверждает, что это сделал местный призрак.

Карр активно писал о докторе Фелле до конца 1940-х. Затем писатель переключился на исторические детективы, забросив своих серийных персонажей. В конце 50-х Карр написал о Фелле еще 2 романа (не самых удачных) и снова вернулся к историческим произведениям. В 1965-1967 годах Карр выпустил еще 3 романа про Фелла. На этот раз последние — до самой своей смерти в 1977 году писатель более не писал о Гидеоне Фелле.

3 романа о Фелле 1960-х и рядом не стояли с классическими романами о Фелле 1930-40-х. Они скучные, нелогичные, построенные на повторении Карром своих идей из ранних романов. «Дом на Локте Сатаны» — первый из этой финальной трилогии романов о Фелле.

«Дом на Локте Сатаны» — это большая куча полубессмысленных диалогов. Обо всём и ни о чем. А преступление… Дурак-убийца наткнулся на дурака-жертву и вместе у них получилось почти идеальное «преступление в запертой комнате». И надо быть очень уж невнимательным читателем, чтобы не разобраться в перипетиях детективного сюжета безо всякого Фелла. Который, кстати, появляется только во второй половине романа.

Чтобы растянуть примитивный сюжет на «полный метр» — то есть на роман, Карр ввел в роман несколько побочных историй. Которые соревнуются друг с другом в глупости. Что история с поддельным кодицилом (настолько примитивная, что это даже не смешно), что история Фей (настолько глупая, что это даже удивительно для Карра). И в целом — в романе так никто и не умер насильственной смертью. Что за детектив Карра без одного-двух покойников?

Когда Карр писал этот роман, ему еще не было и 60 лет. Но при чтении романа есть постоянное ощущение, что писал это дремучий дед с Альцгеймером, который уже не справлялся с сюжетами сложнее, чем 2+2=4. Как поздняя Кристи, когда старушку Агату уже догнала деменция, а она всё никак не могла прекратить писать.

Читать этот роман (да и почти все остальные поздние романы Карра) можно, только если есть желание закрыть гештальт по прочтению всего Карра. Если нет — проходите мимо, не портите впечатление о хорошем когда-то авторе.

3/10

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Дом на Локте Сатаны (1965)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх