Джон Диксон Карр — Спящий сфинкс (1947)

Джон Диксон Карр — Спящий сфинкс, издание 1952 года

Оригинальное название: John Dickson Carr — The Sleeping Sphinx.

Семнадцатый роман из серии о докторе Гидеоне Фелле. Вышел в 1947 году.

Дональд Холден вернулся с войны летом 1946 года. Больше года он выполнял тайное задание разведки по поимке беглого нациста в Италии. Вернувшись в Лондон, Холден обнаруживает, что он был объявлен погибшим весной 1945 года. Он едет к своей невесте, Силии, чтобы обрадовать ее своим «воскрешением». А по приезду Дон выясняет, что в семействе Силии всё очень плохо. Старшая сестра Силии, Марго, умерла полгода назад от аневризмы, а саму Силию вот-вот упрячут в психиатрическую лечебницу из-за того, что она всем постоянно навязчиво твердит об убийстве сестры. К счастью, у Силии есть и козырь в рукаве — старый друг их семьи, доктор Гидеон Фелл, которого она просит расследовать смерть Марго.

Если читать произведения Карра по порядку их написания, то начинает казаться, что писателю в 1940-х попал в руки справочник «Психические болезни женщин». 15-й роман о Фелле, «Пока смерть не разлучит нас» — у главной героини лунатизм. 16-й роман, «Тот, кто шепчет» — у главной героини мощно накренен чердак на почве секса. И вот этот роман, «Спящий сфинкс», сюжет которого основан на сильной истерии покойной Марго.

Ключевой особенностью романа стало «старое убийство» — обычно у Карра убийство случается уже во время повествования, а в «Сфинксе» расследование начинают через полгода после смерти. Впрочем, Карр этот прием придумал и никак им не воспользовался — все свидетели помнят всё в мельчайших подробностях. Этот перерыв был нужен Карру только для создания очередной загадки запертой комнаты — только на этот раз там происходит не убийство, а гробы в запертом снаружи склепе оказываются перемещены.

В остальном, всё стандартно для Карра — Дон и Силия обретают друг друга, а периодически появляющийся Фелл походя раскрывает убийство. И всё было бы ничего, но…

Когда у Карра в романах Фелл «что-то скрывает» — это нормально. В смысле, с точки зрения классического детектива это плохо, но для Карра это привычно. Но когда в романе почти все персонажи «что-то скрывают» — это уже бесит неимоверно. Фелл по капле из себя выдавливает подробности. И Дон тоже. И Силия. И остальные. И у всех, блин, тайны. И каждый десять раз намекнет на эту тайну. Чтобы к концу романа, наконец-то, открытым текстом эту тайну проговорить.

Походу, Карр не знал, как растянуть этот сюжет на большой роман. Поэтому все персонажи у него общаются полунамеками. Чтобы натянуть нужное количество страниц. Тот же Холден 5 раз намекнет, что он «что-то понял». Затем напишет записку об этом Феллу и Фелл подтвердит, что Холден прав. Затем еще 5 раз Холден намекнет, что он «что-то понял и Фелл с ним согласен». И так до последней главы, когда записку таки предъявят читателям. И такая вот белиберда творится со всеми персонажами романа. Плохо.

Итого. Карр придумал неплохой сюжет. Но идя по пути растягивания романа на нужное количество страниц, Карр написал ту еще ерунду, когда все герои изъясняются полунамеками и обрывают друг друга на полуслове. Не то, чтобы совсем не читаемо, но много хуже лучших романов Карра.

5/10

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Спящий сфинкс (1947)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх