
Оригинальное название: John Dickson Carr — The Shadow of the Goat.
Французский префект Анри Бенколин приезжает в Англию по своим делам и походя раскрывает загадочное преступление, над разгадкой тайны которого сломали головы местные полицейские.
1926 год. Карру 19 лет и он учится в колледже Хаверфорд в родной Пенсильвании. (В 1927 году Карр уедет продолжать учебу во Францию.) В этом колледже с конца 19-го века выпускается журнал The Haverfordian. Обычный студенческий листок — новости кампуса, спортивные достижения и объявления. И, как оно обычно бывает, литературные потуги студентов.
Карр в 1926 году оказался в числе редакторов этого журнала. И в конце года, в последнем выпуске за 1926 год (ноябрь-декабрь), Карр решается на то, чтобы представить публике свою литературную детективную пробу пера. Небольшой рассказ «Тень Козла».
Вот честно — литературных достоинств у рассказа мало. Карр если и умел хорошо писать в то время, то в этом рассказе тщательно это скрывал. Несколько слегка очерченных болванчиков вместо персонажей. Случайно брошенные слова вместо нормальных описаний. Всё как-то криво-косо написано. Впрочем, до первого изданного романа Карра в тот момент оставалось еще 4 года. А студент Карр еще не набил руку.
Ценен же этот рассказ другим. Ну, помимо того, что он был первым «опубликованным» (хоть и в студенческом листке) детективным произведением Карра. Еще в «Тени Козла» впервые появился Анри Бенколен — главный герой пяти романов Карра. И конечно, главное — загадка запертой комнаты.
Загадка запертой комнаты (и частный случай этой загадки — убийство в запертой комнате) — была коньком Карра на всем протяжении его карьеры. И кто бы мог подумать, что уже в первом рассказе Карр напишет свою первую загадку запертой комнаты.
Сама загадка под стать рассказу — интересно, но скомкано, угловато и слишком уж по театральному. Но у хозяйственного человека никогда ничего не пропадает. Вот и с «Тенью Козла» такая же история. Я с ходу вспомнил два романа, в которых Карр использовал идеи этого рассказа. Думаю, что если покопаться в памяти, то можно вспомнить еще одно-два поздних произведения, в которых Карр использовал свои ранние идеи из этого рассказа.
Думается, что этот рассказ будет интересен только большим поклонникам Карра. Которых у нас в стране не так много. А читать «Тень Козла» ради удовольствия, как детективное произведение — нет, не стоит. Рассказ слишком наивен и коряво написан, чтобы пытаться найти в нем увлекательное.
5/10
О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.