Фред Варгас — Уйди скорей и не спеши обратно (2001)

Фред Варгас — Уйди скорей и не спеши обратно (2001)

Оригинальное название: Fred Vargas — Pars vite et reviens tard (2001).

Третий роман в серии о комиссаре Жан-Батисте Адамберге. Вышел в 2001 году.

В Париже неизвестный разрисовывает двери квартир. На каждой двери в многоквартирном доме, кроме одной, он рисует знак, похожий на четверку. И счет домов, подвергшихся такому вандализму, идёт на десятки. И в это же время городскому глашатаю (дядька, который три раза в день на площади зачитывает анонимные объявления) регулярно подбрасывают странные записки, в которых практически никто не улавливает смысла.

Комиссар Адамберг заинтересовывается этими событиями. Мало того, он убежден, что четверки и записки связаны друг с другом. И что в обоих случаях речь идёт о Черной Смерти — чуме. Вскоре в этой истории появляется и первый труп — задушенный человек, чье тело измазали углем.

Немного о последовательности произведений. Во многих библиографиях Варгас в серию об Адамберге между романами «Человек наизнанку» 1999 года и «Уйди скорей и не спеши обратно» 2001 года еще затесалось произведение «Les quatre fleuves» 2000 года. Только вот мало где упоминается, что этот «Les quatre fleuves» — это комикс. Действительно написанный Варгас, действительно повествующий об очередных похождениях Адамберга, но комикс. И в библиографию романов его включать — ну, так себе идея.

Если кто не в курсе, то «Фред Варгас» — это псевдоним женщины Фредерик Одуан-Рузо. И в своей «обычной жизни» Фредерик является ученым — археологом и историком. Еще в 1980-х она писала труды по средневековой чуме. На ней, вроде бы, она когда-то защитила кандидатскую. В конце 1990-х она снова вернулась к теме чумы и написала еще один научный труд на эту тему — «Les Chemins de la peste, le rat, la puce et l’homme». Эта работа была опубликована в 2003 году.

Вот, и пока Фредерик писала свою научную работу, ее вторая ипостась, которая отзывается на «Фред Варгас», в эту работу подсматривала. И очередной роман об Адамберге оказался посвящен чуме, чуть менее, чем полностью.

В романе «Уйди скорей и не спеши обратно» Варгас не стала изобретать что-то новое и завязку сюжета скопировала со своего же романа «Человек, рисующие синие круги» 1991 года. В «Человеке» неизвестный рисовал круги — этим заинтересовался Адамберг — затем произошло убийство, связанное с этими кругами. В «Уйди скорее» Варгас всё это повторила, только заменила синие круги на четверки. Да, и в обоих романах расследование протекает в общине, населенной странными людьми.

Вот только «Человек» был той еще мутью, написанной неумелым автором, а «Уйди скорее» написан профессионалом, который знает, как завлечь читателя.

Варгас в этом романе сумела написать внятный детективный сюжет. С кто, как, зачем. Не без некоторых условностей, но читать можно. Но главное в романе — это атмосфера. Чума, распространение паники среди населения, «власти нам врут», исторические факты о болезни и так далее. И если сам Адамберг выписан в романе примерно так же уныло как и раньше (и в реальном мире он и дня бы на своей должности не проработал), то «фон» в романе написан на отлично.

В этот роман Варгас вписала персонажей другой своей серии, «Три евангелиста», в которой она написала 3 романа в середине 1990-х. Эта серия особой популярностью не пользовалась и была заброшена, но один из «евангелистов» уместно вписался в «Уйди скорей» в качестве специалиста по древним текстам.

Этот же роман стал первым экранизированным произведением Варгас. Фильм вышел в 2007 году и на французском назывался так же, как и роман. На русском фильм получил далекое от оригинала название «Семена смерти».

7/10

Поделиться ссылкой:

Фред Варгас — Уйди скорей и не спеши обратно (2001)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх