Оригинальное название: John Dickson Carr — Till Death Do Us Part.
Пятнадцатый роман из серии о докторе Гидеоне Фелле.
Известный писатель Дик Маркхэм, живущий в сельской местности, помолвлен с девушкой по имени Лесли Грант. В дом, недалеко от дома Дика, приезжает на отдых главный судебный врач страны Харви Гилман. Гилман рассказывает Дику о том, что Лесли на самом деле Черная Вдова — она уже была несколько раз замужем и трижды ее возлюбленные умирали при загадочных обстоятельствах. И во всех трех случаях обстоятельства смерти были одинаковыми — они были найдены в запертых изнутри комнатах, умершие от укола шприцом с синильной кислотой.
А через несколько часов после этого разговора Гилман и сам был найден мертвым. В запертой изнутри комнате, уколотый шприцом с синильной кислотой. Прибывшему на место преступления доктору Гидеону Феллу предстоит найти убийцу.
Одно из самых качественных обращений Карра к «загадке запертой комнаты». Не просто мертвец в запертой изнутри комнате, но еще и парочка свидетелей, оказавшиеся рядом сразу после преступления. И, тем не менее, имело место быть тщательно спланированное и осуществленное убийство, которое будет раскрыто старым тучным доктором.
«Пока смерть не разлучит нас» был написан после трехлетнего перерыва в серии о Фелле. До этого за 8 лет Карр написал о Фелле 14 романов. И для перерыва было несколько предпосылок. Во-первых, несколько последних романов серии до перерыва были весьма слабыми. Во-вторых, Вторая мировая — «Пока смерть» вышла в 1944 году, а его предшественник, роман «Игра в кошки-мышки», в 1941 году. Впрочем, Карр решил не упоминать войну в романе — действие «Пока смерть» происходит в 1938 году.
Маркхэм стал новым рассказчиком в серии. Молодой человек и его невеста. Преступление. Фелл, который появляется в ключевые моменты. Стандарты серии. Молодая невеста, оказывающаяся под подозрением. И ее страдающий сомнениями жених. Примерно такой же прием Карр уже использовал в романе «Клетка для простака» 1939 года. А образ молодой женщины, которую из корыстных соображений оговорил злодей, был настолько удачен, что Карр не постеснялся практически без изменений перенести его в свой следующий роман о Фелле, «Тот, кто шепчет» 1946 года.
В итого. Роман хорош. Не то, чтобы вершина и идеал, но хорош. Персонажи неплохи, механика преступления продумана и аккуратна. Даже Фелл раскрывает преступление не своем стиле «вытащить кролика из шляпы», а после подготовленной для преступника ловушки. Есть повторы с ранними произведениями Карра, но это не тот недочет, из-за которого стоит проходить мимо этого романа.
8/10
Один комментарий к “Джон Диксон Карр — Пока смерть не разлучит нас (1944)”