Джон Диксон Карр — Человек-призрак (1935)

Джон Диксон Карр — Человек-призрак, первое английское издание, 1935 год

Шестой роман из цикла о докторе Гидеоне Фелле.

Профессору Шарлю Гримо угрожает при свидетелях человек, назвавшийся его братом — Пьер Флей. Через несколько дней к Гримо приходит таинственный посетитель. Он и Гримо запираются в кабинете профессора. Оба входа в кабинет находятся под наблюдением домочадцев профессора. Раздается выстрел. После того, как была открыта дверь в кабинет, внутри был обнаружен только умирающий Гримо. Не было ни следа посетителя. И у дома Гримо не осталось следов на снегу, которые неизбежно должен был оставить посетитель.

Через 15 минут после обнаружения раненного Гримо на улице неподалеку был убит Пьер Флей. Свидетели слышали выстрел, обнаружили убитого в спину Флея и лежащий рядом с ним пистолет. Но рядом с телом не было ни убийцы, ни следов на снегу. Так кто же убил братьев — в течении получаса и из одного пистолета?

Говорим «Карр» — подразумеваем «убийство в запертой комнате». На самом деле, Карр писал не только о «невозможных преступлениях», но оставил яркий след именно в этом поджанре детектива. А «Человек-призрак» считается лучшим из его произведением о «запертой комнате».

Рассказчиком в романе выступает Тэд Рэмполл — который выполнял ту же функцию в самом первом романе о Фелле, «Ведьмино логово». Только в первом романе Рэмполлу пришлось побегать, а в «Человеке-призраке» он выступает как практически сторонний наблюдатель, лишь описывающий работу Фелла, но сам не предпринимающий никаких действий.

Джон Диксон Карр — Человек-призрак, американское издание 1949 года

В романе есть к чему придраться. Слишком картонные персонажи. Есть пара натяжек в сюжете. Но эти «слабости» оказываются погребены под достоинствами романа. Мистика и фокусы — вот на что сделал упор Карр. Покойные братья когда-то сбежали из тюрьмы, будучи похороненными заживо. И тюрьма та была в Трансильвании. Хм-м, восставшие из гробов в Трансильвании. Ничего не напоминает?

Пьер Флей по профессии фокусник. Поэтому следователи поневоле рассматривают способы убийств, как своеобразный фокус и пытаются найти его разгадку. В балансировании между мистическим и иллюзионистским проходит следствие. На радость читателю. В конце Фелл выдает версию, которая объясняет все «невозможности» в романе. Карр остается в рамках традиций «классического детектива» — дает читателю все факты для самостоятельной разгадки. Правда, для того чтобы ее разгадать, необходимо быть знакомым с традициями колокольного звона в английских церквях. То есть, для отечественного современного читателя практически без шансов.

Самым же известным и популярным в «Человеке-призраке» стала 17-я глава романа. Вся глава — это лекция доктора Фелла на тему невозможных преступлений в запертых комнатах. Классификация способов и методики технических ухищрений. С примерами из детективной литературы самых разных авторов. Эта глава стала невероятно популярной и впоследствии неоднократно переиздавалась отдельно от романа, под названием «Лекция о запертой комнате». Да, еще в этой лекции Фелл ломает четвертую стену, открыто говоря, что он и его собеседники являются персонажами детективного романа.

Роман был опубликован под двумя названиями. В Англии роман публиковался под названием «The Hollow Man» (в русских изданиях «Человек-призрак» и «Бесплотный человек»). В США роман в первом же издании 1935 года переименовали в «The Three Coffins» («Три гроба» и «Три могилы» в русских изданиях) и все последующие десятилетия он издавался там только под этим названием.

9/10

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Человек-призрак (1935)

Один комментарий к “Джон Диксон Карр — Человек-призрак (1935)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх