Джон Диксон Карр — Лекция о запертой комнате (1935)

Журнал «Rex Stout Mystery Magazine», февраль 1946 года

Оригинальное название: John Dickson Carr — The Locked-Room Lecture.

Джон Диксон Карр — известнейший автор классических детективных романов 20-го века. Он писал с конца 1920-х годов и до 1970-х. Написал что-то около 70 романов. В нашей стране он не так известен, как, например, Агата Кристи, но в Европах и Америках у них какое-то время был паритет по популярности. И если Кристи прочно ассоциируется с Пуаро и Марпл, то Карр столько же прочно ассоциируется с «убийством в запертой комнате».

Карр довольно часто обращался обращался к теме «невозможных преступлений», каждый раз придумывая новые способы совершения преступления в со всех сторон наглухо закрытых помещениях. С годами Карр стал считаться одним из лучших (если не самым лучшим) представителем этого направления среди писателей.

В ранних романах (до конца 1940-х) Карр часто в романах вставлял «лекции» о чем-либо. Герои встают в «пафосную позу» и толкают речь о каком-либо событии и явлении. Истории призраков в английской сельской местности. Культура употребления алкоголя в древней Англии. Разоблачение разных фокусов. Особенности законодательства. И так далее.

Напомню, что интернета тогда не было, а Карр писал интересно об интересном. Так что эти «лекции» не раздражали читателей, а, наоборот, считались одной из изюминок писателя. В некоторых романах Карра тема «лекций» была привязана к сюжету, в других — практически не имела к нему никакого отношения. Например, в романе «Часы смерти» один из собеседников Фелла в разговоре бросает слово «инквизиция», а Фелл разражается лекцией на тему «мифы об инквизиции».

В 1935 году Карр выпустил очередной роман о докторе Гидеоне Фелле, «Человек-призрак» (он же «Три гроба»). В этом романе вся семнадцатая глава представляла собой лекцию Фелла на тему «преступлений в запертой комнате». В «лекции» есть небольшие отсылки к текущему расследованию (собственно, из «Человека-призрака»), но большая ее часть касаются всего жанра в целом.

В начале главы Фелл открыто говорит, что является персонажем детективного романа — вы же не думали, что «ломание четвертой стены» для Дэдпула придумали? А после начинается анализ «тайн запертой комнаты» на основе многочисленных произведений детективного жанра. Карр упоминает произведения как своих предшественников по жанру — например, Эдгара Аллана По и Уилки Коллинза, так и современников — например, Агату Кристи и Эллери Квина.

В лекции Карр выводит ряд пунктов о возможности невозможного преступления, а после переходит к частностям. Например, к перечню способов закрыть снаружи «запертую изнутри дверь». И так далее. Всё это с примерами и особенностями каждого конкретного способа.

Для читателей подобная лекция — увлекательный разбор жанра. Для других писателей — шпаргалка при написании своих произведений на ту же тему. Интересный момент — некоторые из примеров этой лекции Карр использовал в своих последующих произведениях. Да и другие авторы тоже. Например, способ самоубийства судья из «Десяти негритят» Кристи позаимствовала чуть не дословно из этой лекции Карра.

«Лекцию» неоднократно цитировали в самых разных произведениях и публицистике. Эта работа Карра стала «это было в Симпсонах» для большого пласта детективного жанра. Детективы на тему «запертой комнаты» до сих пор можно делить на «это было у Карра» (большинство) и «этого не было у Карра» (меньшинство).

Роман «Человек-призрак» был хорош и был очень популярен. Но популярность именно этой семнадцатой главы превосходила популярность романа многократно. С течением лет «Человек-призрак» стал «тем романом, в котором была та самая лекция о запертых комнатах». А поскольку в «лекции» было очень мало отсылок именно что к событиям романа, то никто не мешал печатать ее отдельно от «Человека-призрака».

Впервые «Лекция», как отдельное произведение, была напечатана в журнале «Rex Stout Mystery Magazine», в номере за февраль 1946 года. После этого «Лекция» неоднократно перепечатывалась в самых разных антологиях детективного жанра на протяжении десятилетий. Карр, учитывая популярность «Лекции», не стал противиться признанию ее отдельным произведением. И включил ее в свой сборник рассказов «Третья пуля» 1954 года. Этот сборник также неоднократно переиздавался — и «Лекция» вместе с ним.

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Лекция о запертой комнате (1935)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх