Оригинальное название: John Dickson Carr — Death-Watch.
Пятый роман из цикла о докторе Гидеоне Фелле. Вышел в апреле 1935 года.
В Лондоне орудует женщина-воровка, таскающая товары из магазинов. При очередной краже — дорогих и редких часов — ее ловит менеджер магазина и воровка убивает его на глазах у свидетелей. После чего бесследно исчезает. Приехавший в Лондон доктор Фелл, вместе со своим другом Мелсоном, решают заглянуть в дом к владельцу украденных часов. И в этом доме они обнаруживают только что убитого полицейского, а рядом с ним трех человек, у одного из которого в руках пистолет. Простое дело? Как бы не так. Ведь среди десятка обитателей дома, у каждого есть свои тайны и причины лгать полиции.
В начале серии о Фелле Карр много экспериментировал. Каждый роман был чем-то особенным. «Ведьмино логово» — сельская мистика. «Загадка Безумного Шляпника» — убийство в Тауэре и тайна неизвестной рукописи Эдгара По. «Восемь крошечных мечей» — попытки скрестить юмор и детектив. «Охота на Цирюльника» — (почти) полностью юмористический фарс с элементами детектива. И вот пятый роман, «Часы смерти». И снова новый подход.
Практически никакого введения в повествование. Нет знакомства с персонажами. Нет подводки к преступлению. Есть труп, практически на первых страницах романа (во второй главе). И есть множество персонажей, с которыми знакомятся уже во время допросов по делу. То есть, в «Часах смерти» Карр очень сильно подвинул стандарты классических детективов, в которых обычно всё было чинно, размеренно и не торопясь.
Сразу после появления трупа Карр начинает складывать большой пазл — куча людей рассказывают свои истории, а читатели должны сложить из этого целиковую картину. Держа в памяти тот нюанс, что врут почти все. А компания в доме подобралась пёстрая. В одной комнате спит мертвецки пьяный бездельник. В другой комнате бывший полицейский пришел посмотреть на идеальное убийство. В кустах у дома валяется упавший с крыши влюбленный. Список можно продолжить.
Естественно, всё в романе кажется ненатуральным. Не бывает такого. Чтобы убийца вымерял миллиметры (какую часть кресла может увидеть наблюдатель) и высчитывал секунды (чтобы успеть совершить убийство). Да еще при помощи потайного хода. Этот роман никаким образом не прислонить к «реальному миру». Это просто шарада, которую Карр очень старательно расписал для тех читателей, кому подобные шарады интересны. Даже романы Кристи более приближены к реальности, хотя тоже происходят в каком-то «герметичном мире», придуманном писательницей.
Роман «Часы смерти» затерялся в обширной библиографии Карра. Не хороший и не плохой. Просто эксперимент на тему «заставить читателя высчитывать секунды». В сходной манере Карр напишет еще роман «Убийство арабских ночей» в 1936 году. Но больше к таким экспериментам автор обращаться не будет — секунды и миллиметры будут у него лишь одним из элементов произведений, но не их основным наполнением.
7/10
Один комментарий к “Джон Диксон Карр — Часы смерти (1935)”