Джон Диксон Карр — Убийство в музее восковых фигур (1932)

Джон Диксон Карр — Убийство в музее восковых фигур, первое английское издание, 1932 год

Четвертый роман из цикла об Анри Бенколене.

Глава полиции Бенколен встречается в ночном клубе с Огюстеном, владельцем небольшого музея восковых фигур. Из Сены было выловлено тело заколотой молодой женщины и последнее место, где ее видели живой — музей Огюстена. После разговора Бенколен и Огюстен отправляются в музей и находят там тело еще одной заколотой молодой женщины. А среди ее вещей находят бумажку, на которой написан имя и адрес давнего врага Бенколена.

«Убийство в музее восковых фигур» — четвертый роман Карра. Вышел в марте 1932 года. Первое издание романа было в Англии и там он назывался «The Waxworks Murder». Чуть позже роман был издан и в Америке, с другим названием — «The Corpse in the Waxworks». Американских переизданий у романа было больше, потому второе название романа встречается чаще.

Серия о Бенколене была первой, которую написал Карр. Серия о парижском полицейском писалась, пока Карр жил в Париже. В 1931 году Карр женился на англичанке и перебрался жить в Англию. На этом серия о Бенколене и угасла. С 1933 года Карр начал писать об Англии и об англичанах — докторе Гидеоне Фелле и сэре Генри Мерривейле. К Бенколену он вернется лишь раз — в 1937 году, в романе «Четыре орудия убийства», да и то Бенколен там будет пенсионером, повадками похожим на Фелла.

Серия о Бенколене не относится к числу лучших у писателя. Молодой Карр, еще не отточивший стиль. Еще не придавший своим произведениям лоску и не начавший мешать классический детектив с невозможными убийствами в запертой комнате. Вот и «Убийство в музее восковых фигур» большую часть произведения особого впечатления не производит.

Джон Диксон Карр — Убийство в музее восковых фигур, американское издание 1954 года

Бенколен знает больше читателей и подкидывает новую информацию «эффектными жестами», то в одной главе, то в другой. Бенколен знает, чьё имя написано на бумажке в вещах убитой. Бенколен знает всё о сомнительном клубе, в котором состояла убитая. Бенколен знает о темных делишках дочери владельца музея. Бенколен знает… И нет сильного интереса читать детектив, если всё «полицейское расследование» в нем сводится к тому — когда же Бенколен озвучит очередную порцию заранее известных ему фактов.

Почти до самого конца романа сохраняется этот «разброд и шатание» персонажей, без видимости «работы мысли». Чего уж там — одно из убийств в романе раскрывается, когда признание убийцы подслушивают из-за ширмы. Подобных изгибов сюжета меньше всего ожидаешь от «классического детектива».

И неожиданно, в последней паре глав, Карр поворачивает в сторону «классики». Долгая речь Бенколина, в которой он объясняет, кто убил девушку в музее, с доказательствами и жонглированием незначительными эпизодами из предшествующего расследования. Всё-таки догадаться до личности убийцы самостоятельно можно было — для этого надо было сопоставить осмотр места преступления с одним из разговоров-допросов конкретного свидетеля. А финальный диалог Бенколена с убийцей — о, как он «вкусно» написан. Тут Карру браво.

Такой вот роман. Ученический, что ли. Отдельные эпизоды шикарны. Книга в целом — очень средне. Карр к тому времени еще не научился писать «ровные» романы, интересные на всей дистанции книги.

6/10

О других произведениях Джона Диксона Карра вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джон Диксон Карр — Убийство в музее восковых фигур (1932)

Один комментарий к “Джон Диксон Карр — Убийство в музее восковых фигур (1932)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх