Фильм «Глубокий сон» (1978)

Фильм «Глубокий сон» (1978)

Экранизация одноименного романа Раймонда Чандлера.

К частному детективу Филипу Марлоу обращается генерал Стернвуд. Генерала шантажируют из-за его непутевой дочери Камиллы. Задача Марлоу — отвадить шантажиста от Стернвудов. Марлоу находит дом шантажиста Гейгера, но того убивают до того, как детектив успевает с ним поговорить. Убивают в присутствии обнаженной Камиллы.

Если что, то это вторая экранизация романа Чандлера. Первая вышла в 1946 году с великолепным (в тот момент еще) Хамфри Богартом. Затем многие годы концерны покупали киностудии. Затем концерны поглощали другие концерны. И так далее — обычные пути бизнеса. В итоге — в 70-х права на роман Чандлера оказались в нужных руках и было решено экранизировать его еще раз. Потому что: один — старые нуаровские детективные фильмы как раз в тот момент снова ненадолго вошли в моду, и два — был положительный опыт экранизации Чандлера с Робертом Митчемом в главной роли. Я про фильм «Прощай, моя красавица» 1975 года, если что.

В общем, сошлись в одном месте права на роман, интерес студии, Митчем (который и по сей день остается единственным актером, который сыграл Марлоу дважды). Не было повода не снять новую версию «Глубокого сна». И фильм сняли.

И вот что из этого получилось: фильм 1946 года — классика и обязательная строчка к просмотру в списке каждого уважающего себя киномана, а вот про фильм 1978 года сейчас вспомнят только самые заядлые киноманы.

Забавны здесь такие факты. Исходный роман был хорош. Первый фильм «забил» на роман и напорол кучу отсебятины в сценарии. Второй фильм в сценарии максимально придерживался фабулы романа. Так что в 1946 году был хороший фильм и плохая экранизация. А в 1978 году была хорошая экранизация и плохой фильм.

Детектив в расцвете сил и малолетняя нимфоманка

Сценарий. В фильме 1978 года действие перенесли из США в Лондон. Это мало на что повлияло в плане сюжетных изгибов. Названия населенных пунктов другие, да ездят не по той стороне дороги. Изменили несколько имен — дочери генерала Вивиан и Кармен стали Шарлоттой и Камиллой. Несколько декораций изменили — место нефтяных вышек заменили старинные развалины. (Англия же — у них напряженка с вышками, зато всё в порядке с развалинами.) Но всё это мелочевка — на перипетии сюжета это всё не повлияло никак. Сценарий «Глубокого сна» 1978 года — это роман Чандлера процентов на 95.

В 1978 году даже сумели протащить в фильм всё то, что в 1946 году не могли себе позволить по цензурным соображениям. Наркотики, порнографию и гомосексуалистов. (В романе Кармен одурманена настойкой опия. В 1946 году она просто напилась — наркотиков в кадре не должно было быть. А в 1978 году создатели фильма подсунули Камилле шприц с наркотой — более понятный образ для тогдашнего зрителя.)

Самое большое отличие романа и фильма — разборка Марлоу и Канино. В романе (и первом фильме) была аккуратная стрельба из пистолетов, в 1978 году — беспорядочная стрельба из автомата и взрывающаяся машина. Ну, понятно, экшна добавили. На итоговый результат это никак не повлияло — Канино остался лежать, Марлоу уехал.

Интересный роман. Дословная экранизация (зачастую использующая «родные» диалоги из книги Чандлера). Что могло пойти не так? А всё просто — актеры.

Фильм снимал Майкл Уиннер. Навсегда оставшийся в истории, как режиссер, снявший «Жажду смерти» с Бронсоном. Кандидатура Митчема на главную роль даже не обсуждалась. В компанию к нему наняли Оливера Рида, Джеймса Стюарта, Ричарда Буна и других. Известные когда-то актёры, хоть вы сейчас и не вспомните их имена.

Но. Книжному Марлоу было чуть за 30. Митчем на съемках этого фильма разменял седьмой десяток. И ладно бы только у главного героя было такое несоответствие. Так ведь нет же, остальных актеров тоже подбирали по принципу — чем старше, тем лучше. Бун (игравший Канино) был даже чуть старше Митчема. Вивиан в книге чуть за 20 — актрисе, что играла Шарлотту, было 37 лет. Кармен в книге несовершеннолетняя — актрисе, играющей Камиллу, было 30.

Femme Fatale’1978

Вивиан 1946 года — типовая femme fatale. Шарлотта в 1978 году — чудом выжившая и сильно постаревшая хиппи. Чандлер в романе полстраницы извел на описание ног и чулок героини. В 1978 году героиня шляется в дранных джинсах (финальный разговор с Марлоу).

В романе и первом фильме одним из сюжетообразующих событий было то, что Кармен несколько раз вешалась на Марлоу. А он старательно дистанцировался от этой малолетки. Теперь представьте себе этот же сюжет, только малолетней нимфоманке уже 30 (и выглядит она как не выжившая, но почему-то не закопанная хиппи), а ее любовному интересу — 60. Логика событий летит к черту, но создатели фильма делают вид, что ничего не замечают.

Самым показательным в экранизации 1978 года является образ Канино. Всё дело в том, что Ричард Бун, игравший этого персонажа, сломал себе ногу перед съемками. Режиссер решил, что ничего страшного и можно снимать его и так. И Бун шляется в кадре в гипсе и с тросточкой.

Схватка Канино и Марлоу — одно из ключевых событий романа и фильма 1946 года. Два профессионала дееспособных лет устраивают дуэль. И что мы видим в фильме 1978 года? Два пожилых обрюзгших пенсионера, один из которых еле ползает, устраивают дуэль. Ха. Вроде и Чандлер. Все эти события Чандлер точно описывал. Но от фильма ощущения, как от воскресного спектакля в доме престарелых. Этот тезис можно раскатать на весь фильм в целом.

Так что вот. Оказалось, что мало взять хорошую литературную основу. Мало написать хороший сценарий. Даже мало всё это более-менее красиво снять. Еще надо, чтобы директор по кастингу хоть чуть-чуть, но отработал свой гонорар. А про это в 1978 году никто и не вспомнил.

6/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Глубокий сон» (1978)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх