Фильм «Прощай, моя красавица» (1975)

Фильм «Прощай, моя красавица» (1975)

Оригинальное название: Farewell, My Lovely.

Экранизация одноименного романа Раймонда Чандлера.

Освободившийся из тюрьмы уголовник Маллой нанимает частного детектива Филипа Марлоу, чтобы тот нашел бывшую подругу Маллоя — Вельму Валенте. Марлоу занимается поисками пропавшей женщины, но отвлекается на новое дело — некий Марриотт нанимает его, чтобы детектив стал его телохранителем на время встречи с грабителями. У которых Марриотт должен выкупить похищенное у его знакомой ожерелье. Встреча проходит плохо — Марриотта убивают. Теперь Марлоу пытается разобраться в причинах смерти Марриотта, а Маллой настаивает на поисках Вельмы.

Роман Чандлера «Прощай, моя красавица» 1940 года — один из самых известных, популярных и «прочие подобные слова» детективных романов Америки. В 1975 году вышла уже третья экранизация. И первая, в названии которой было сохранено оригинальное название романа.

Самая первая экранизация романа была в 1942 году — тот фильм назывался «Сокол и большая афера». И про эту поделку лучше и не вспоминать. Да и забыли ее достаточно быстро. Не просто же так уже в 1944 году вышла вторая экранизация романа — под названием «Убийство, моя милая». Вот этот фильм стал классическим. Для всего жанра «нуар» в целом. Фильм, который помнили долго. И не только критики и исследователи жанра, но и зрители. Которые обеспечили приличную кассу этой экранизации.

И вот прошло 30 лет. Продюсер Эллиот Кастнер в начале 1970-х сделал ставку на экранизации. Под его руководством выходили фильмы по книгам Алистера Маклина, Джеймса Барлоу, Джеральда Брауна, Дональда Уэстлейка, Тома Ардиса и так далее. С Чандлером Кастнер тоже имел дело — в 1973 году он выпустил фильм «Долгое прощание», экранизацию одноименного романа писателя. Тот фильм, правда, был полностью угроблен невменяемым видением режиссера Роберта Олтмена и потому провалился в прокате.

Через пару лет Кастнер решил дать Чандлеру еще один шанс. Сделать третью версию «Красавицы». Только на этот раз без Олтмена.

Фильм решили делать в стиле «ретро». Лос-Анжелес, 1940-е. Большие шляпы, большие автомобили, у каждого первого в кадре бухло и сигареты, а сегрегация цветет и пахнет.

Чтобы сделать нормальную стилизацию, Кастнер нанял режиссера Дика Ричардса — знатного специалиста по реконструкции исторических периодов в своих фильмах. Нашли актеров, нашли сценариста, начали съемки.

Кстати, одним из продюсеров этого фильма стал молодой и неопытный Джерри Брукхаймер. Который через много лет станет одним из самых известных продюсеров Голливуда. «Пираты Карибского моря», «Скала», «Воздушная тюрьма», «Плохие парни» и еще десятки популярных фильмов.

Фильм вышел. В августе 1975 года. Фильм очень тепло приняли критики. В прокате он чуть не отбился, но недостающие деньги занесли телеканалы — и Кастнер вышел в плюс. Потому и дальше делал свои фильмы.

Фильм «Прощай, моя красавица» (1975)

«Прощай, моя красавица» был хорошим разговорным детективом. Пара перестрелок в нем есть, но они вставлены для галочки и особо не нужны (кроме самой последней). А так — частный детектив Марлоу общается с людьми, пытаясь разобраться в том, кто тут кого поубивал. То, что в 1940-х представлялось нуаром, через 30 лет выродилось во вполне традиционный уже детектив.

Кстати, о Марлоу. На роль детектива зазвали Роберта Митчема. Актер хороший, но минимум на четверть века старше книжного Марлоу. Облепленного красотками крутого парня чуть за 30 из него уже никак не получалось. Поэтому создатели фильма перекроили характер персонажа — он стал более спокойным и умудренным жизнью. До кучи из фильма вырезали романтический интерес Марлоу — роман между почти 60-летним Митчемом и молоденькой журналистки на экране выглядел бы глупо.

Сценарий. Вот сценарист фильм оказался просто молодцом. Фильм 1975 года — это выжимка лучшего из романа и фильма 1944 года. Плюс собственные идеи сценариста.

Все ключевые события романа в фильме бережно сохранили. Маллой и Марлоу. Убийство Марриотта. Семейство Грейлов. Плавучее казино и убийство Маллоя Вельмой. Это всё из книги. Художественный прием, когда большая часть фильма — это история Марлоу, рассказанная полицейскому, взят из фильма 1944 года.

Но при этом, в фильме просто огромное количество событий, отсутствовавших в книге. Доктор Амтор стал хозяйкой борделя Амтор. (А в телохранителях у нее совсем молодой Сильвестр Сталлоне.) Похищают Марлоу не коррумпированные полицейские, а бандиты — и везут его в бордель, а не в лечебницу. Брюнетт в новой версии оказался «в теме» — активным пособником главной злодейки. Развязка фильма происходит на борту плавучего казино, которое было в романе, но было полностью вырезано в фильме 1944 года.

Из фильма убрали Энн, но добавили трубача Томми. В фильме он подсовывает Марлоу липовое фото — в книге это делала Флориан.

Вельма в конце фильма погибает. Ее убивает Марлоу. В романе она кончает жизнь самоубийством через несколько месяцев после основных событий.

Маллой в книге был отмороженным убийцей. В фильме его изрядно «облагородили». Негра в баре он убивает из самозащиты. А миссис Флориан в фильме убил не он, а люди Брюнетта. В общем, белый и пушистый — но полностью безумный. И в фильме на него несколько раз покушаются — и вот этого тоже не было в романе.

Еще в фильме добавили нытья по поводу негров и межрасовых браков. Чандлер такими тонкостями не парился. А еще в фильм добавили коррумпированных полицейских, которые в нужный момент переходят на «сторону добра». Ну, в Америке любят подобные сюжеты.

Итого. Качественный детектив. Прилично снятое ретро. С хорошими актерами. И более чем адекватным сценарием — сохранившим лучшие моменты романа, но добавивший много нового к его событиям. Кто прочитал роман — на фильме не заскучает. Кто посмотрел фильм — читайте книгу, узнаете для себя много нового. Чудесная, в общем, получилась экранизация.

8/10

Через несколько лет после выхода «Прощай, моя красавица» Кастнер решит повторить фокус про экранизацию Чандлера с Митчемом в роли Марлоу. Экранизируют еще один роман — «Вечный сон». И получится у них фееричная дрянь.

Поделиться ссылкой:

Фильм «Прощай, моя красавица» (1975)

2 комментария для “Фильм «Прощай, моя красавица» (1975)

  1. Вот про «Долгое прощание» Олтмена прямо плюс. Периодически вижу его в топах нео-нуаровых фильмов, а по факту — ощущение, что снимали пародию на оригинальную книгу, но пародия получилась несмешной. Было бы интересно прочесть ваш обзор на этот фильм)

    1. Доберусь со временем и до этого фильма. Я потихоньку читаю книги Чандлера по порядку. Потом пересматриваю фильмы по уже перечитанному. Сейчас вот «Высокое окно» на очереди — и его экранизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх