Фильм «Сокол и большая афера» (1942)

Фильм «Сокол и большая афера» (1942)

Оригинальное название: The Falcon Takes Over.

Сначала была книжная серия о Святом — благородном авантюристе. Автором серии был Лесли Чартерис и начал он ее писать еще в 1920-е. Серия была популярной. Серия выходила многие десятилетия и полная ее библиография заняла бы несколько сотен строчек.

Голливуд тоже не прошел мимо Святого. С 1938 года начала выходить серия фильмов об этом персонаже. До 1941 года было снято 8 фильмов. В 5 из них заглавного персонажа сыграл Джордж Сандерс. В 1941 году Сандерс перешел в новую киношную серию — о Соколе.

Всего о Соколе было снято 16 фильмов. В период с 1941 по 1948 годы. Сандерс снялся в первых 4 фильмах, а затем «передал» роль своему старшему брату Тому Конуэю.

Формально, Сокол тоже имел литературную основу. Но придумал этого персонажа какой-то безвестный автор. Права у которого можно было дешево купить. А купив права, киношники «допилили» персонажа под своё видение. И книжный герой по фамилии Сокол стал Гаем Лоренсом по прозвищу Сокол. Авантюристом и сыщиком-любителем по прозвищу Сокол.

Всё это было настолько сильно похоже на Святого, что Чартерис в суд на киношников подавал. И уверял, что весь этот Сокол был придуман только для того, чтобы ему авторские не платить за Святого. Ничего Чартерис не добился и его отлучили от Голливуда на многие годы.

Для тех зрителей, кто по намекам не понял, что им предлагают киношники, была использована «игра» с названиями. Пятый фильм о Святом назывался «The Saint Takes Over». Он вышел в 1940 году. В мае 1942 года вышел уже третий фильм о Соколе и он назывался «The Falcon Takes Over». Достаточно тонкий намек?

Вот этот «The Falcon Takes Over» на отечественных сайтах известен под названием «Сокол и большая афера». Не знаю, откуда взялся такой перевод — фильм на русский никогда не переводился. Максимум, что есть на русском — это любительские субтитры. Но кто-то придумал такой нелепый перевод и название начало кочевать по сайтам.

Фильмы о Соколе, по большей части, не имели литературной основы. Сценаристы ваяли незамысловатые приключения персонажа для нетребовательной публики. Но вот конкретно «Большая афера» литературную основу имела. Роман «Прощай, моя красавица» 1940 года Раймонда Чандлера. И этот фильм формально стал первой экранизацией Чандлера. Герой Чандлера, Филипп Марлоу, по понятным причинам, в этом фильме сменил свое имя на Гай Лоренс.

Сюжет. Вышедший из тюрьмы «Лось» Маллой ищет свою подругу Вельму. В процессе поисков случайно убивает управляющего увеселительного заведения. Сокол от скуки пытается разыскать Маллоя или Вельму. Но ему приходиться переключиться на новое дело — некий мистер Марриотт хочет, чтобы Сокол стал его телохранителем на встрече с грабителями, у которых он должен выкупить похищенное нефритовое ожерелье. Во время встречи Марриотт пытается убить Сокола, но погибает сам.

Если кто помнит исходный роман, то не может не заметить по этому описанию, что фильм следует событиям книги. С кучей сокращений (в фильме нет ни лечебницы, ни плавучего казино) и изменений (Марриотт в книге не пытался убить Марлоу своими руками), но фабула воспроизведена вполне себе узнаваемо. В фильм не вошли Вторая Могила, Рыжий, мистер Грейл и многие другие, но все основные персонажи романа в фильме присутствуют.

Маллой ищет свою Вельму, которая оказывается миллионершей и в конце убивает Маллоя. Попутно погибают миссис Флориан и Марриотт. Это было в романе — это осталось в фильме.

Другое дело, как эта история подается публике. Роман — классический американский детектив 1930-40-х. Немного хардбойлда, немного нуара, совсем чуть юмора и много мыслей Чандлера о жизни, людях и даже о политике.

А вот фильм… «Сокол и большая афера» — это типичнейший представитель «фильмов категории Б». (В исконном значении этого определения. Которое вовсе не означает «боевичок с Ван Даммом на видеокассетах».) Дешевый, простой, короткий — фильм длится всего 63 минуты.

Обязательный юмористический помощник главного героя — наследие Святого. Помощников-комиков в фильме даже два — один у Сокола, второй у полицейского, расследующего убийство. Быстрая подача сюжета — надо смириться с условностями. Дактилоскопия делается за 3 минуты, обольщение не занимает и минуты. И так далее.

В итоге получилось обычное «B-movie». Не претендующее вообще ни на что. Но, за счет дешевизны производства, окупающееся на сдвоенных-строенных сеансах и приносящее копеечку создателем. Не просто же так эти фильмы клепали в таких количествах. Я этот фильм разыскал и посмотрел ради того, чтобы узнать — каким был «дебют» Чандлера в Голливуде. В конце концов, Чандлер в 1944 году напишет сценарий для великой «Двойной страховки».

Ну вот, посмотрел. Оценил. И немедля забыл. Потому как для того, чтобы получать удовольствие от таких фильмов — надо быть американцем 1940-х. Все остальные могут спокойно проходить мимо. Сейчас в этом фильме не за что цепляться ни глазам, ни мозгам зрителя.

6/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Сокол и большая афера» (1942)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх