Фильм «Глубокий сон» (1946)

Фильм «Глубокий сон» (1946)

Оригинальное название: The Big Sleep.

Экранизация одноименного романа Раймонда Чандлера.

Богатый генерал Стернвуд нанимает частного детектива Филипа Марлоу. Генерала шантажируют из-за его сумасбродной дочери Кармен и от Марлоу требуется урегулировать вопрос с шантажистом. Однако в тот же день шантажиста убивают. А в момент убийства в комнате с ним находилась только пьяная Кармен.

Культовый фильм. Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США. Постоянный завсегдатай различных списков «лучшего» и всего такого. Для США это один из таких фильмов, как «Место встречи изменить нельзя» для России. Старшее поколение его знает, цитирует и недовольно бурчит «вот были фильмы в наше время».

Да, фильм хороший. Хорошие актеры. Хороший режиссер. Интересные диалоги и запутанный сюжет. Классика, как она есть. И если вы любите старое кино — вы уже по любому смотрели этот фильм. Но есть нюансы. «Глубокий сон» — хороший фильм. Но как экранизация Чандлера — фильм полная дрянь.

Казалось бы, всё просто. Команда, сделавшая фильм «Иметь и не иметь» в 1944 году — а именно, актерский дуэт из Хамфри Богарта и Лорен Бэколл, режиссера Говарда Хоукса и сценариста Уильяма Фолкнера (да, будущего Нобелевского лауреата) — начинает снимать новый фильм. К сценарной группе еще присоединяется будущая известная фантастка Ли Брэкетт. Еще там много хороших актеров и хорошая съемочная группа.

Первоначально проблема была не в том, что Чандлера взялись переписывать. Проблема как раз и была в том, что Чандлера пытались экранизировать близко к тексту. А при тогдашних ограничениях это было невозможно.

Первый нюанс. Актриса не должна была быть обнаженной в кадре, а Кармен дважды в романе появлялась голой. И обе эти сцены были важны. Первая сцена — во время убийства шантажиста Гайгера. В романе он ее снимал обнаженной и из-за этого его убили. А в фильме Кармен сидит одетая и остается не очень понятным — за что убили шантажиста и чем он шантажировал Стернвудов. Вторая сцена — в романе Кармен пробирается в квартиру Марлоу и ждет его голой. С целью соблазнить. Марлоу ее выкидывает из квартиры. Это ключевой момент, из-за которого отвергнутая Кармен потом пытается убить Марлоу. В фильме Кармен одетая, Марлоу ее выпроваживает — и ярость отвергнутой нимфоманки уже никак не могла сыграть свою роль.

Второй нюанс. Гайгер и его шофер в романе были гомосексуалистами-любовниками. Но гомосексуалистов в кино тогда было нельзя пускать. И все намеки на это удалили. А тогда из фильма остается совершенно непонятным, зачем этот шофёр мстит за босса, убивает человека и идет в тюрьму. Внимательный зритель после ареста шофера уже начинает недоумевать — к чему всё это было.

Третий нюанс. Гайгер наживался на порнографии. В фильме такое ай-ай-ай. Легкие намеки остались, но без бизнеса с «картинками» пришлось перекраивать фабулу романа — Марлоу не мог выйти на второго шантажиста Броуди без этих книг, а потому пришлось сценаристам городить околесицу с приездом Вивиан к Броуди домой. И если нет книг, то зачем Броуди следил за Гайгером и потому стал свидетелем его убийства? И еще пара десятков вопросов, посвященных компании Гайгера-Броуди-Агнес, которые внимательный зритель может адресовать создателям фильм. Только вот ответов на эти вопросы не будет — создатели и сами не знали, как здесь выкручиваться и пустили всё на самотёк.

Четвертый. Зло должно быть наказано. В книге Марлоу и Эдди «расходятся краями». Первый только собирает когда-нибудь поговорить со вторым относительно шантажа. Для фильма оставшийся без наказания преступник не подходил — поэтому добавили сомнительную с точки зрения логики сцену с перестрелкой в доме Гайгера.

Ну, ладно. Сняли и сняли. Что-то получилось. На дворе стоял 1945 год. Фильм было решено положить на полку. Потому как киностудия торопилась выпустить в прокат военные фильмы — пока они «не потеряли актуальность». А пока «Глубокий сон» лежал на полке, было принято решение фильм переделать.

Фильм «Глубокий сон» (1946)

Исполнители главных ролей, Боги и Лорен, во время съемок уже вовсю встречались. А к моменту выхода фильма в 1946 году они уже поженятся. На экране между ними была явная «химия» и этим надо было пользоваться. В романе Марлоу и Вивиан встречаются несколько раз, но это не является движителем сюжета. Создатели фильма решили, что роль Лорен надо увеличивать по максимуму. Фокус романа про «одинокого сыщика» сместился на «сыщик и очередная femme fatale» в фильме — очевидный шаблон для фильмов-нуар того времени.

Появились множество дополнительных сцен с Бэколл. Юмористический диалог Марлоу и Вивиан в офисе детектива. Диалог персонажей с сексуальным подтекстом в ресторане. Вивиан исполняет смешную песенку в клубе, а Марлоу за ней наблюдает. Когда Марлоу отвозит Кармен домой, то в романе ему помогает безымянная служанка — в фильме вместо служанки Марлоу встречает Вивиан и добавляется их диалог в спальне. И так далее, и тому подобное. Бэколл стало нереально много в фильме. И где она была нужна, и где не была.

Ладно, Вивиан оказывается в квартире Броуди. Тут сценаристы еще смогли как-то это обосновать. Но после эпизода, когда Вивиан оказалась в одном доме с женой Марса (в романе ее там и близко не было) — логика, и так периодически отходившая покурить, уже просто пошла и застрелилась.

Да, в романе пропавший Риган, которого вторую половину произведения ищет Марлоу, был мужем Вивиан. Чтобы в фильме не было двусмысленностей относительно замужней героини — любовного интереса Марлоу, Вивиан сделали разведенкой, а Риган стал не ее мужем, а просто одним из сотрудников ее отца. Переживания по поводу пропавшего зятя равны переживаниям по поводу пропавшего сотрудника?

Из-за расширения роли Бэколл пришлось урезать роли многих второстепенных персонажей. В том числе и важных для сюжета. Сократили до минимума роль Кармен — чтобы она не «затмевала» Вивиан. До свидания, важная для сюжета сцена у нефтяных вышек, по итогам которой Марлоу убеждается в своих догадках относительно исчезновения Ригана.

Генерал появляется в фильме лишь раз — в самом начале. И не он дает Марлоу задание найти Ригана, как это было в книге. В фильме это делает всё та же Вивиан. И это при том, что Вивиан — последняя, кто был заинтересован в поисках Ригана. (Потому что она покрывала сестру всё это время. И всё это время знала, что Ригана убила Кармен.) Хорошо, что логика упокоилась прежде, чем сценаристы окончательно на нее наплевали.

Полностью убрали полицейского Грегори. А без него становится непонятен диалог между Марлоу и Эдди в клубе — его просто забыли подправить и он остался в фильме, вызывая недоумение у зрителей. Оказались убраны прокурор и комиссар полиции — которым Марлоу объясняет в романе произошедшие события, раскладывая перипетии сюжета по полочкам.

Еще создатели фильма полностью отказались от закадрового текста. И тем самым растеряли львиную долю очарования оригинального текста Чандлера. А заодно лишили зрителя последнего шанса что-то понять в сюжете.

Закругляясь и подытоживая. Классический фильм с хорошими актерами и отличными диалогами. Но стоит отвлечься от красоты на экране, включить критическое мышление и становится понятно: у фильма ужасный сценарий. А как экранизация, фильм «Глубокий сон» — невероятно плох. Что не помешало ему стать невероятно популярным.

Поделиться ссылкой:

Фильм «Глубокий сон» (1946)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх