Раймонд Чандлер — Вечный сон (1939)

Раймонд Чандлер — Вечный сон, первое издание, 1939 год

Оригинальное название: Raymond Chandler — The Big Sleep.

Дебютный роман Чандлера. Вышел в 1939 году.

Частного детектива Филипа Марлоу нанимает генерал Стернвуд. Генерала шантажируют долговыми расписками его сумасбродной дочери Кармен. Пока Марлоу занимается шантажистом, он потихоньку втягивается в еще одно расследование, связанное со Стернвудами — исчезновение зятя генерала, мужа его старшей дочери Вивиан.

Чандлер к 1939 году написал несколько десятков рассказов. Пришло время и крупной прозы. И Чандлер умудрился написать Большой Американский Детективный Роман. «Вечный сон». По поводу этого романа можно поспорить о сюжете, о его недостатках и несостыковках, о его слегка корявой композиции. Но язык Чандлера — он вне какой-то критики. Потому как писатель-детективщик умудрился написать роман языком Больших Писателей.

Для «низкого жанра», к которому относили американский детектив, описательный, атмосферный, афористичный, тонко-наблюдательный слог Чандлера был настолько внове, что «Вечный сон» прочно занял место в пантеоне лучших образчиков жанра. И регулярным завсегдатаем различных списков с лучшими произведениями этого направления.

А теперь всё-таки о странностях романа. «Вечный сон» «бьётся» на два сюжета практически пополам. Первая часть — шантаж Кармен. Вторая часть — пропавший зять. И эти части связаны меж собой персонажами и лишь немного сюжетно. Очень странно для детектива, когда разгадка нескольких произошедших убийств озвучивается, когда до конца книги остается еще сотня страниц. Необычно. А произошло этому вот почему:

«Вечный сон» Чандлер не столько «написал», сколько «собрал» из своих предыдущих произведений. Помните про несколько десятков рассказов, которые писатель написал прежде? Вот. Из двух своих старых рассказов Чандлер и «собрал» «Вечный сон».

Рассказ раз. «Убийство в дождь». 1935 год. Богач Дравек — разбогатевший на нефти, как Стернвуд. Его дочь Кармен, которую шантажируют. Убийство шантажиста водителем Дравека. Разборка в квартире второго шантажиста. Только второго шантажиста убивает не любовник первого шантажиста, а отец Кармен.

Рассказ два. «Исчезновение». 1936 год. Пропавший зять генерала Уинслоу. Спрятанная жена местного гангстера. Попытка убийцы прибить детектива во время урока стрельбы. Существенное отличие только в концовке — в романе дочь генерала покрывала свою психованную сестру, а в рассказе дочь генерала покрывала своего 11-летнего психованного сына, который убил отчима.

Для «Вечного сна» Чандлер не просто использовал идеи из этих рассказов. Он от каждого из рассказов для романа взял процентов по 80. Имена, события, диалоги. Всё это сюжетное «мясо» Чандлер украсил расширенными описаниями — тоже частично взятыми из других рассказов автора. Хороший подход — взять лучшее из своей многолетней карьеры и сделать из этого новое произведение.

А теперь о том, почему это сработало. А всё просто. Ранние рассказы Чандлера публиковались в специфичных детективных журналов. Не «пульпа», но что-то около того. Со специфичной аудиторией читателей. А роман «Вечный сон», в твердом переплете и с супером, поступил в продажу для широкой публики. За другие деньги и для другой аудитории. Подвох мало кто заметил. А рассказы «Убийство в дождь» и «Исчезновение» Чандлер, во избежание, запретил переиздавать. И к читателю эти рассказы «вернулись» уже после смерти писателя, в 1960-х.

Вот таким нехитрым финтом Чандлер перескочил из авторов бульварных листков в Профессиональные Хорошие Писатели.

10/10

Поделиться ссылкой:

Раймонд Чандлер — Вечный сон (1939)

Один комментарий к “Раймонд Чандлер — Вечный сон (1939)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх