Оригинальное название: Journal 64.
Четвертый фильм из серии «Отдел Q». Вышел в октябре 2018 года.
В заброшенной квартире в Копенгагене случайно обнаруживают потайную комнату. В этой комнате находят троих покойников, убитых минимум 12 лет назад. Специалисты по старым нераскрытым делам — отдел Q полиции Копенгагена — начинают расследование. Не подозревая пока, что это преступление корнями уходит в конец 1950-х годов.
Конец 1950-х. Девушка по имени Нэте попадает в Спрогё, учреждение «карательной психиатрии». В Спрогё Нэте отправил отец, когда узнал о ее любовной связи с кузеном. В лечебнице она знакомится с людьми, которые ее позже предадут. А ее лечение закончится принудительной стерилизацией.
Датчане продолжают последовательно экранизировать романы Юсси Адлер-Ольсена об отделе Q. «Журнал 64» — четвертый роман и четвертый фильм. Все четыре фильма были сделаны практически одной командой — актеров, сценаристов, художников, музыкантов. В этом фильме сменился режиссер, но новичок бережно копировал стиль прежнего режиссера. (А старый режиссер отметился в этом фильме в качестве сценариста.)
Проблема в том, что Адлер-Ольсен, когда-то начавший свою серию с вполне традиционных скандинавских триллеров, с каждым романом уходил от «канонов» всё дальше и дальше. «Журнал 64» Адлер-Ольсена — это такая мрачная социальная драма, лишь для вида обрамленная детективным сюжетом. Про фашистов, евгенику, политиков, тайные общества и так далее.
Экранизировать такой роман «в лоб» — бесперспективная идея. Получилось бы адовая несмотрибельная драма. Поэтому создатели фильма взяли из романа только общую канву сюжета и перелопатили ее под свои нужды.
Например, обнаружение трупов в скрытой комнате, с которого начинается фильм, в романе происходило за пару десятков страниц до финала. В романе покойников было четверо и все они были убиты в один день — в фильме убитых трое и их убивали с разницей в несколько лет.
Естественно, когда сценаристы кроили события романа по своему усмотрению, то не могли не допустить ляпов. Которые пытались исправить еще большим нагромождением ляпов. Например, в романе было внятное объяснение, почему Нэте не убила своего главного врага — доктора Вада. В фильме сценаристам пришлось отделываться общими фразами про «я поняла, что это пустое».
Как отдельное произведение, фильм «Журнал 64» особого впечатления не производит. Сериальные персонажи без развития из фильма в фильм. Мутный сценарий. Небольшая стайка подкустовных роялей, как двигатель сюжета. Нелогичность, а то и откровенная глупость в поступках персонажей. Роман был не подарок, но его экранизацию низвели куда-то до уровня «След» на Пятом».
Первые три фильма серии «Мистериум» (идиотское название, не имеющее отношения к книгам Адлер-Ольсена) были кассовыми хитами. «Начало» и «Охотники на фазанов» и вовсе были самыми кассовыми фильмами в родной Дании. (Сначала первый фильм установил рекорд, а потом второй фильм этот рекорд побил.) Третий фильм, «Тьма в бутылке», в прокате прошел похуже предшественников, но тоже достойно.
Про «Журнал 64» в интернете и данных о кассовых сборах (кроме американских) не найти. Видимо, эти сборы никак не оправдали надежд создателей фильма и ими решили не «хвастаться». Возможно поэтому «Журнал 64» стал последним для этой команды киношников. Следующий фильм серии, «Эффект Марко», делала уже другая команда — с новыми актерами, режиссером и сценаристами.
6/10