Гарри Гаррисон — Беглец (1971)

Антология «New Dimensions 1», 1971 год

Знаменитый охотника на еретиков Бирбанте разыскивает еретика Нарсизо в небольшом итальянском городе Чиомонте. Поиски Бирбанте напоминают средневековье, его красная «Альф-Ромео» свидетельствует о 20 веке, а его необычные приборы намекают на будущее. Какое-то неправильное будущее, в котором католицизм стал главенствующей религией и жестко подавляет любые проявления инакомыслия.

Сколько надо людей, чтобы вся история религии пошла по другому пути? Гаррисон в своем рассказе «Беглец» делает вывод, что достаточно всего двух человек. В «мире Бирбанте» Мартин Лютер умер раньше, чем написал свои «95 тезисов», И Генрих VIII упал с лошади и умер до того, как его успели отлучить от церкви. В том мире католицизм остался непоколебим. В мире Нарсизо — нашем мире — имена Лютера и Генриха связаны с расколом церкви, с протестантизмом и англиканством.

Нарсизо заманивает охотника в ловушку — и Бирбанте до поры не догадывается, что это не его «мир». Недаром местом встречи Нарсизо избирает захолустный итальянский городок. Гаррисон же жил в Италии какое-то время, он знал, что в Италии все чуть повернуты на католицизме. Так что Бирбанте в таком городе не замечает, что в этом мире католики лишь одни из многих, а не единственные.

Антология «Best Science Fiction Stories of the Year», 1972 год

«Беглец» был написан «по заказу». В 1971 году известный писатель и редактор Роберт Силверберг составлял антологию «New Dimensions 1: Fourteen Original Science Fiction Stories«. Тематика — параллельные вселенные. Силверберг обратился, в том числе, и к Гаррисону. Может тот что-то написать на эту тему? Легко. Идея рассказа у автора давно была, а теперь появился повод оформить ее в текст.

В 1972 году друг Гаррисона, писатель Лестер Дель Рей, составлял другую антологию, «Best Science Fiction Stories of the Year». В нее был включен и «Беглец». От Гаррисона по дружески надо было что-то «взять» в сборник, а Гаррисон в 1971 году написал-то всего 3 рассказа. Из этих трех рассказов «Соседи» были не самодостаточны, а «Прекрасный новый мир» великоват. Так что оставался только «Беглец».

В рассказе есть интересные идеи — развитие религий, «эффект бабочки», еще один взгляд на путешествие во времени. Но рассказ в целом скучноват. Полрассказа персонажи кружат вокруг друг друга и мыслят недомолвками. А во второй половине просто вываливают на читателя всю эту гору информации. В общем, за идеи Гаррисону 5, а за антураж и аккуратность размазывания идей по тексту — 2.

Да, антологии Силверберга и Дель Рея «прижились» у читателей и всего вышло больше десятка томов каждой из антологий. Гаррисон со своим «Беглецом» отметился в первых томах обоих сборников.

6/10

Поделиться ссылкой:

Гарри Гаррисон — Беглец (1971)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх