Гарри Гаррисон — Портрет художника (1964)

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, ноябрь 1964 года

Пожилой Пэкс работает художником — рисует комиксы в издательстве. С развитием технологий, работа Пэкса сводится к обслуживанию машины — автоматического рисовальщика по заданным шаблонам. Пэкс только выбирает шаблоны для машины и, при необходимости, немного подправляет нарисованные ею иллюстрации. Однажды происходит неизбежное — прогресс неумолим — издательство покупает еще более современную рисовальную машину. Которой в пару не требуется художник, только оператор. Пэкса увольняют. Безработному художнику остается только нарисовать еще один, самый последний комикс — в котором Пэкс нарисует свою смерть. А после исполнит всё нарисованное.

В 1964 году у Гаррисона было опубликовано 14 произведений — 2 романа и 12 рассказов. Никогда больше у писателя не было столь «урожайного» года. Но от «стахановской» работы фантастические идеи для новых произведений у писателя стали иссякать. Пришлось обращаться к «реализму». Гаррисон, если кто не знает, долгое время рисовал комиксы — даже в момент написания этого рассказа он еще занимался этим. Фантастические произведения — штука хорошая, но не самая стабильная. А счета оплачивались за счет комиксов в разных журналах, да колонкой «настоящие письма от наших читателей» (которые тоже пачками писал Гаррисон).

Вот и идея «Портрета» — машина заменит человека — пришла Гаррисону на работе. Причем, даже не Гаррисону, а кому-то другому из команды художников, с которой он работал. Печальный юмор, что, мол, рисуем мы во всех этих комиксах примерно одно и то же, и такую машину мог бы делать робот. Гаррисон эту мысль покрутил в голове и написал «Портрет художника».

Этот рассказ — не фантастика. Фантастический элемент (рисовальная машина) в нем есть — но сам рассказ в целом всё больше про социалку. Машины заменят человека и всё такое — это была популярная тема в то десятилетие. Гаррисон просто обыграл популярный лозунг. Обыграл отлично, написав грустную историю о потерявшем работу и надежду человеке. Ну, и Гаррисон оказался не так уж не прав — сейчас большая часть комиксов выглядит так, будто их делала такая вот «рисовальная машина» из рассказа. Одинаковые шаблоны из компьютера и немного ретуши от человека. А для фантпроизведения оставаться актуальным и 50 лет спустя — значит его автор угадал с темой. Но сам рассказ особого впечатления при чтении не производит — там только «тема» раскрыта, а антураж — персонажи, поступки — не особо в текст и поместились. Что рассказ прочитать, что его пересказ одним абзацем — ничего не потеряете.

Опубликован был рассказ в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» в ноябре 1964 года. Впоследствии неоднократно переиздавался.

Видимо, сам Гаррисон гордился этим рассказом. Или он был для него очень личным. Но он включил его в 4 своих сборника рассказов. «Two Tales and Eight Tomorrow» 1965 года. «The Best of Harry Harrison» 1976 года. «Stainless Steel Visions » 1993 года. И «50 in 50» 2001 года. Несмотря на обилие у Гаррисона рассказов и сборников рассказов, за всю его карьеру было только 7 рассказов, которые были включены аж в 4 сборника. И «Портрет» попал в эту семерку, несмотря на то, что не слишком он и фантастический.

7/10

Поделиться ссылкой:

Гарри Гаррисон — Портрет художника (1964)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх