Когда-то эта история была байкой для «своих». Байка о событиях реальных, но ходящая без широкой огласки для посторонних. Затем все это стало секретом Полишинеля. А еще позже бывший командующий ДА СССР Василий Решетников описал эту историю в своих мемуарах, «официализировав» эту байку. Ладно, тогда и я отмечусь пересказом этой чудной истории.
24 марта 1983 года. СССР. Моздок. Дальняя авиация проводила учения. Взлететь ночью. Произвести запуск в Каспийском море. И через Курск уйти в Барановичи, что в Белоруссии.
Маршрут понятный. Маршрут известный. Штурмана заранее вбивают маршрут в навигационную аппаратуру, чтобы в полете уже только сверяться с ней и давать указание пилоту — здесь направо, здесь налево, а теперь 2 часа прямо.
Ту-22К с бортовым номером 63. Пилот — майор Чижов. Штурман — старлей Дроздецкий. Оператор — капитан Мерзликин. Легенда гласит, что весь этот экипаж на предполетных просто не услышал, что в последний момент изменяется направление взлета. Планировалось (и было вбито Дроздецким в маршрут), что взлетать будут на запад. А в последний день, из-за усиливающегося ветра, было принято решение взлетать на восток. То есть самолеты на взлетке развернули на 180 градусов.
Полк взлетел. И все самолеты дружно повернули налево, а Чижов повернул направо. Дроздецкий решил, что компас сломан и показывает что-то не то, а потому доверился навигационке. Чижов попытался выйти на связь, что, мол, “а где, собственно, все?”, но его заткнули с земли — по условиям учений, полет должен был проходить в условиях радиомолчания. И 63-й полетел в зеркальном отображении истинного маршрута.
Забавно получилось то, что наземные ориентиры для экипажа совпадали с действительными. Они должны были увидеть Баку — они и увидели город. А то, что это был не Баку, а Ейск, с высоты 9 километров не разобрать. Должны были увидеть Махачкалу — вместо него на пути оказался Батуми. А Кавказский хребет был что справа, что слева. Долетел Ту-22К до моря (оказавшееся не Каспийским, а Черным), сделал запуск, лег на маршрут на Курск.
Когда летели до моря, то случайно оказались на пассажирской трассе и службы ПВО ругались с гражданской авиацией, разнося их за то, что не было предупреждения о еще одном гражданском самолете. А вот после пуска 63-й оказался на международном маршруте и направлялся в сторону границы. Не отвечающий самолет, направляющийся к границе СССР? Сбивать. Из Грузии подняли пару истребителей. Но по условиям учений, Ту-22 в полете должен был поиграться с РЭП — системой радиоэлектронного подавления. И 63-й в тот момент этим и занимался. В результате, они забили помехами системы истребителей и без проблем пересекли границу. После пересечения границы “нарушителем”, истребители вернулись на базу.
Штурман докладывает, что сейчас должен показаться Курск. Город действительно показывается, но только он сильно больше Курска. Потому что это уже Тегеран. Напомню, в те годы шла ирано-иракская война и СССР поддерживали в этой войне Ирак. Так что только советского военного самолета в небе над Ираном не хватало.
Мерзликин начинает запрашивать координаты у советской системы “Комета” — она сильно примерная была, но район полета определить можно. Но ему не отвечают, потому как с чего бы отвечать самолету в Иране? И вот тут наступает восход солнца. Чижов видя солнце, понимает, что штурман всё это время вёл его куда-то не туда. Он разворачивает борт на север, выходит на связь и начинает просить помощи — “Где лечу — не знаю. Топливо кончается.”
На призыв отзывается капитан с военного аэродрома “Мары-2” в Туркменистане. 63-й на последних парах топлива дотягивает до Мары и садится там — хотя там ВПП была для истребителей и никак не подходила для здорового Ту-22. И после этого начинаются разборки на земле. Долгие, скучные, с раздачей выговоров и долгими исследованиями в духе “да как же так вышло!”
Для экипажа всё закончилось более-менее мирно. Чижов и дальше летал на Ту-22, а после вышел на пенсию. Через несколько лет после этого умер. Мерзликин еще долго летал и вышел на пенсию уже после развала СССР. Дроздецкому напихали взысканий и запретили летать на Ту-22 — перевели на другой тип самолетов.
Такая вот история о случайно залетевшем в Иран дальнике.
Если бы я в то время не служил в Ленинаканском батальоне РТВ то поверил бы во все написанное. На счет пуска ракеты не скажу мы его не заметили. Борт мы начали вести от Ростова на Дону он прошел вдоль границы и ушел через Нахичеванский международный коридор . О том что это Ту 22 Осназ дал нам ответ по нашему запросу когда до границы осталось 25 км. Знаю точно т.к. был по мимо прочего и считывающим на планшете. А запросили потому что на запрос отвечал что свой а в графике его не было. Да и скорость была больше гражданского. Оперативный разбудил комбата а тот в бригаду и так по цепочке по спец,связи дозвонились до борта . Развернули его над Тегераном . Иранцы подняли два Фантома но догнать его не успели. Знаю это точно т.к. объективный контроль делал лично {c этим фото-контролем тоже казус вышел, но это другая история } и лично отвез в Марнеульскую бригаду РТВ ПВО начальнику КП бригады п.п Юрпалову Н.М. он у нас до этого нач, штабом был. Кстати это был единственный фото-контроль по данному происшествию в ту ночь в ЗакВО А в Мары экипаж приняли ребята из КГБ СССР , об этом нам через пару дней довел наш особист. А уж мирно все для экипажа закончилось или нет не ведаю.
После этого случая в авиации издали приказ, основой которого было то, что командир экипажа увидел Солнце не с той стороны, с которой оно должно быть. Все штурманы при заполнении бортового журнала должны были на всех ПП(поворотных пунктах) писать КУ(курсовой угол) Солнца, Луны или Звезды. Я, как штурман эскадрильи, даже в штурманском классе, на потолке нарисовал Звёздное небо, чтобы лётчики изучали звёзды. В прессе это, конечно, не было опубликовано.Это сегодня на каждый чих-взлёт куча комментариев.