Раньше группы жили по простому графику — альбом-тур-альбом-тур итд. А сейчас? Ну вот хоть Iron Maiden — годик альбом позаписывали, годик в туре откатались, а до следующего альбома всё равно еще года три-четыре ждать, раньше он им вроде как и не к чему. Вот и начинают креативить, какой бы тур еще можно устроить. (Да почти все динозавры сейчас так живут, и только один Мастейн клепает альбом за альбомом).
Мэйдены выпустили очередной студийник, AMOLAD, летом 2006. Уехали в турне, и мотались по континентам до середины лета 2007. Вот на тех концертах хотел бы я побывать — они тогда первую часть тура играли целиком последний альбом, а во второй части играли пополам песни с AMOLAD и TNOTB, в связи с двадцатипятилетием последнего, но Россия тогда список посещенных стран не попала.
Затем у группы наступили каникулы, а их менеджеры начали рожать громадьё идей для следующего концертного сезона. Ничего оригинального родить не смогли, ограничились стандартной идеей о старых песнях, давно уже покинувших концертный сетлист. Ну там, во-первых идеологию подвели к перевыпуску на ДВД классического концерта 85-го года Live After Death, который вышел в 2008 году, во время тура. А во вторых действительно у раннего творчества группы фанатов овер-много, может даже больше, чем у позднего, и с точки зрения маркетинга ход действительно был удачным.
Хотя в туре по Dance of Death и так половину программы составляли песни того периода, но там их мешали с поздними прогрессивными вещами, а тут было обещано чистое фанатство для старых фэнов, с совершенно четко обозначенными временными рамками — только песни с первых семи альбомов группы. (На концертах, кста, играли одну песню выпадающую из этих временных рамок — естественно Fear of the Dark, но тут думаю, что на группу за это никто не обиделся).
И если старые фэны четко знали репертуар, который их ожидает на концертах, то молодая поросль поклонников, появившаяся по итогам последнего альбома, или предпоследнего, или даже (а что? а вдруг?) альбомов с Бэйли, могла этих песен и не знать и их необходимо было познакомить с выборкой лучшего из того периода. Это не я так думаю, там менеджмент группы думал и потому по быстрому состряпал вот этот сборник.
Вот тут можно посмотреть в русскую Википедию, на страничку посвященную этому диску. “Сборник вышел в преддверии концертного тура”. Врут. Сборник вышел 12 мая 2008 года, а тур начался за три месяца до того, и группа к тому времени уже успела пару десятков концертов отыграть. С изданием особо мудрить не стали — никаких лимиток, во всех странах простой джевел, плюс было издание на двух винилах. Только в Канаде в издание дополнительно вкладывали постер и еще какой-то пылесборник. Еще этот сборник выложили на сайте группы в wma, с прикольной системой защиты — можно было скачать и прослушать каждую песню три раза, потом они блокировались и требовали денюжку.
Группа отдельно подчеркивала, что диск этот исключительно для новичков и не будет содержать ничего эксклюзивного. Тем не менее, после выхода сборник даже в чарты какие-то попал — в родной Англии на 14 месте, а в Швеции даже до второго места в национальных хит-парадах добрался. Нормально так для проходного сборника.
В России диск по лицензии издавала Gala Records. Первый тираж вышел в 2008 году, на коробку был приклеен стикер с рекламой концерта в Москве в августе. Я тогда его проигнорил — он мне вообще без надобности был. А потом его еще переиздавало русское отделение Warner Music в 2015 году, и в итоге у меня на руках оказалась эта допечатка, понятное дело, что уже без стикера.
Оформление. Джевел. Двадцатистраничный буклет. К оформлению, впервые с начала нулевых, привлекли Дерека Риггза. Ничего сверхъестественного он не выдал — обложка это компиляция обложек с двух альбомов тех времен, Powerslave и Somewhere In Time — но выбор понятен: Риггз оформлял все альбомы того периода.
В буклете тексты всех песен. Фрагменты обложек альбомов и синглов тех времен. Информация о песнях и альбомах, откуда их взяли. Вступительная статья Роба Смолвуда — плач по старым времен, “когда мы звучали из каждого утюга, а теперь вот вдали от мейнстрима”, и послание целевой аудитории сборника: “new young fans добро пожаловать в Maiden family”. А вот состава в буклете нет.
Слушаем. Первое — песни времен ДиАнно взяты в концертных версиях с вокалом Дикинсона. Это Phantom Of The Opera, Wrathchild и Iron Maiden с концертника Live after Death. Политика понятна — представить песни с тем вокалом, с которым их исполняют и сейчас, но всё равно как-то гадко. И мало. Это даже не сингловые вещи тех времен — они конечно выпускались на сорокопятках, но как b-sides. И если сингловая Women In Uniform давно группой позабыта, как нелепый казус (единственный кавер у Iron Maiden, вышедший синглом), то отсутствие Sanctuary и Running Free доставляет. Единственное что придумал — Sanctuary вообще не было в базовом издании Live after Death (а ведь в туре 2008 ее играли), а Running Free на том концерте была растянута до неприличного времени. Так что брать эти песни с Live after Death не вариант, а какие-то другие концертники группа по своим личным тараканам решила не использовать.
(А идея заменять песни с неправильным вокалом, на версии с вокалом правильным прижилась — например, верные российские копипастеры Iron Maiden, ВИА “Ария” пошли по тому же пути, и на недавнем сборнике “30 (1985-2015)” заменили песни времен Беркута на версии с вокалом Житнякова. Получилось убого.)
Второе — не все песни на сборнике когда-то выходили синглами и продвигались как хиты. Выбиралась именно что концертная классика — например, Powerslave и Hallowed Be Thy Name. А вот наличие Children Of The Damned всё равно удивляет — песня не относится ни к первой, ни ко второй категории — просто ее не так давно достали из пыльного чулана на концертах посвященных 25-летию The Number Of The Beast.
Третье — еще одна песня, уже Дикинсовского периода, Aces High, тоже в концертной версии. Ну да только на том концерте она исполнялась в паре с интро с речью Черчилля, с которой начиналась и все концерты этого тура.
Четвертое — все песни взяты с ремастеров 98-го года. А это значит, что там не звук, а пластмассовое говно. Эти ремастеры вообще могут служить наглядным пособием из серии “как полностью загубить музыку”.
Пятое — на сборник, естественно, попали не все песни игравшиеся в том туре — концерты всё-таки шли побольше, чем час-десять этого диска. И если монументальную Rime of the Ancient Mariner понятно почему не стали добавлять, да и Revelations и Heaven Can Wait, игравшиеся на концерте, тоже не самые короткие произведения, то, к примеру, The Clairvoyant-то чего не добавили?
Итого. Бесполезный сборник, ну да я не его целевая аудитория. И все-таки, если нужно представление об Iron Maiden 80-х, лучше послушать концертник Maiden England — треклист похож, а драйва больше.
7 / 10