
Оригинальное название: Joseph Hansen — Death Claims.
Шестой роман Хансена. Второй роман в серии о Дэйве Брендстеттере. Вышел в 1973 году.
Сотрудник отдела посмертных претензий страховой компании Дэйв Брендстеттер разыскивает Питера Оутса. Отец Питера, Джон, утонул и его сыну причитается выплата по страховому полису в размере 20 тысяч долларов. Но Питер куда-то пропал, а Брендстеттер в процессе его поисков всё больше убеждается в том, что смерть Джона Оутса не была несчастным случаем.
Роман «Посмертные претензии» издавался в России не менее 6 раз. Огромными тиражами. Суммарный тираж отечественных изданий с этим романом — не менее 750 тысяч экземпляров. И ни в одном из них не было написано имени автора романа, Джозефа Хансена. Необычно? Да. А всё просто — у нас этот роман приписали популярному автору Джеймсу Хэдли Чейзу.
В 1991 году издательство «Совэкспорткнига» первыми выпустила «Посмертные претензии» под именем Чейза. Издательства давно уж нет и кто такой умный там придумал такой фокус — уже не выяснить. В 1990-х издательства воровали друг у друга тексты только в путь. Поэтому роман был неоднократно перепечатан другими. Он был включен в собрания Чейза от «Олимпа», «Эридана», «КУБк» и некоторые другие. Последними этот роман у нас издавала «Терра» — в своем с/с Чейза. Это было уже в 2001 году. Затем подлоги вынуждено (авторские права, контроль и учет) прекратились.
Джозеф Хансен — американский писатель. Родился в 1923 году. Умер в 2004 году. Писать романы начал в 1960-х. Всего написал несколько десятков романов. (В России под именем Хансена вышел всего один роман — «Год Иова».) Самыми популярными его произведениями были романы из серии о Дэйве Брендстеттере, в которой вышло 11 или 12 романов (и несколько сборников рассказов). Эту серию Хансен начал в 1970 году, закончил в 1991.
Хансен был популярен. Но популярен в соответствующих кругах. Всё дело в том, что Хансен был геем. И герои его произведений были геями. Да, и Брендстеттер тоже. Соответственно, гейская пресса поднимала Хансена на щит. А не гейская пресса была куда более сдержана в отношении Хансена. Но писателя печатали и свои поклонники у него были. И не только геи. Уже в новом веке начался новый всплеск интереса к творчеству Хансена — по мере того, как ЛГБТ расправляло плечи, начался новый виток переизданий произведений автора.
В «Посмертных претензиях» хороший сюжет. Классический американский детектив, родом из 1940-х, только перенесенный в 1970-е. Страховщик Брендстеттер — тот же частный детектив. Ходит, опрашивает свидетелей, делает выводы. Интересно читать. Интересу способствует и манера письма Хансена — подробные обстоятельные описания (в духе Чандлера) и хорошо прописанная легкая меланхолия главного героя. Уютно читается. А качественная детективная интрига в романе не даёт угаснуть интересу при чтении.
А вот что в романе раздражает, так это геи. Не, Брендстеттер не раздражает. Даже его разборки с любовником не раздражают. Хансен всё это описывает «без надрыва». Геи и геи — просто люди, просто живут. Не скрывают, но и не орут на каждом углу. (Отец Дейва так и не знает, что его 45-летний сын — гей.) В отличие от современных ЛГБТ, которые требуют к себе внимания и преференций.
Но Хансен на гее в главной роли не успокоился. Он их еще напихал в роман, к месту и не к месту. Еще 4 ключевых персонажа в романе оказываются геями. (И парочка второстепенных.) И к концу романа это начинает утомлять. Зачем сводить всё к гейским разборкам? Хороший ведь был детектив. Понятно, что к концу романа (когда стало понятно, что двигателем сюжета является разделенная/неразделенная любовь мужчин друг к другу) интерес к чтению заметно угас. Я по жизни не машу радужным флагом, чтобы мне было интересно всё это читать.
В общем, понятно, почему Хансен мало издавался. Не про нашу публику. Этот роман «втюхали» за Чейза. «Год Иова» у нас издавало издательство «Глагол», которое как раз специализировалось на голубой литературе. И, всё, больше Хансена на русском не было. А теперь уже и не будет, с новыми законами.
6/10