Джеймс Хэдли Чейз — Шоковая терапия (1959)

Джеймс Хэдли Чейз — Шоковая терапия, первое издание, 1959 год

Оригинальное название: James Hadley Chase — Shock Treatment.

Сорок четвертый роман Чейза. Вышел в 1959 году.

Терри Риган живет тем, что продает и обслуживает телевизоры и радиолы в небольшом городке в Калифорнии. Однажды в этот город перебирается семейная пара — инвалид-колясочник Джек и его красавица-жена Гильда. Терри продает им ТВ-комбайн. Затем сближается с Гильдой. Они становятся любовниками. Но Гильда не может бросить Джека из-за чувства вины — именно она была виновницей автомобильной аварии, в которой ее муж стал инвалидом. Со временем Терри понимает, что только Джек стоит между ним и его счастьем.

Типовой сюжет про Он1 — жертва, Она — femme fatale и Он2 — лох, идущий на преступление ради femme fatale. Сюжет, в его нуаровской разновидности, был описан в романе Джеймса Кейна «Двойная страховка» 1936 года. Необыкновенно популярным сюжет стал после одноименной экранизации 1944 года.

После этого были сотни романов и фильмов, являющимися вариациями на классический сюжет Кейна. Один только Чейз написал больше десятка романов, использующими этот сюжет. Не в последнюю очередь из-за этого у некоторых Чейз считается очень однообразным автором. Доля истины в этом есть.

«Шоковая терапия» (это самый популярный вариант перевода названия на русский; второй по популярности перевод — «Лечение шоком») — это как раз такая, типовая вариация «Двойной страховки». К тому же в этот раз Чейз еще добавил сходства тем, что во второй половине романа сюжет начинает крутиться вокруг страховки Джека. Страховая компания предпринимает собственное расследование и всё такое. Только Чейзовский Киз откликается на имя Мэддокс.

Этот роман очень короток. Не знаю, почему Чейз так решил. Но сюжет в этот раз ускорен донельзя. Терри и Гильда оказываются в одной койке уже через десяток страниц после знакомства. Еще страниц через 20 приходит мысль об убийстве. Подготовка скоротечна. Персонажи совсем уж картонные и незапоминающиеся. В первых двух третях романа всё происходящее настолько стандартно, что читать «Шоковую терапию» откровенно скучно.

А вот в финальной трети Чейз всё-таки отступает от «канона» и, наконец-то, включает свою собственную фантазию. Несогласованность действий любовников приводит к тому, что Гильда оказывается главной подозреваемой в убийстве мужа. Терри с какого-то момента оказывается просто сторонним наблюдателем в истории Гильды.

Финал романа оказывается лишен «морализаторства» 1950-х — все убийцы избегают наказания. Что не отменяет стандартного кейновского «ты мне не нужен, ты был просто средством достижения цели». Терри продолжает жить дальше, зная, что он пошел на убийство ради любви, которой никогда не существовало. Но все эти «вот-это-повороты» — всего лишь новое окончание для старого анекдота.

Традиционно, во всех возможных библиографиях, «Шоковую терапию» относят к циклу о Стиве Хармасе. Хармас в романе действительно появляется, но буквально на десяток страниц. И никакой важной роли в сюжете не играет. Камео, не более того.

5/10

О других произведениях Джеймса Хэдли Чейза вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Джеймс Хэдли Чейз — Шоковая терапия (1959)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх