Оригинальное название: The Black Dahlia.
Экранизация одноименного романа Джеймса Эллроя.
Лос-Анджелес, 1940-е. Полицейские-напарники, Дуайт Блайкерт и Ли Бланчард, расследуют жестокое убийство начинающей актрисы Элизабет Шорт.
Известный американский детективный писатель Джеймс Эллрой. В 1987-92 годах он написал тетралогию «L.A. Quartet», в которой рассказывалось о полицейской работе в Лос-Анджелесе с начала 1940-х и до конца 1950-х (с эпилогом в 1970-х). Там такое мрачное нуаровское повествование было, с кучей трупов, предательствами и депрессухой. В этих книгах Эллрой, помимо своих фантазий, описал и несколько реально произошедших преступлений, а также вписал в повествование реальных людей.
Например, в романе «Секреты Лос-Анджелеса» Эллрой вписал реально произошедшее «Кровавое рождество», когда полицейские устроили массовое избиение задержанных. «Секреты» были третьим романом тетралогии. И первым экранизированным романом из «L.A. Quartet» — фильм по нему вышел в 1997 году.
«Черная орхидея» (на самом деле, «Черный георгин» — за «Орхидею» стоит сказать спасибо нашим переводчикам) был первым романом тетралогии Эллроя. Он вышел в 1987 году. Роман тоже был построен на расследовании реального преступления вымышленными персонажами. Элизабет Шорт действительно существовала. Ее действительно убили в 1947 году. Но в «реальном мире» ее убийца так и не был найден. Эллрой в романе написал фантазию о том, как убийца Шорт был изобличен.
Права на экранизацию «Черной орхидеи» были куплены едва ли не до того, как роман появился на прилавках. Но детективы в те годы уже перестали «котироваться» в Голливуде — почти все нуар-фильмы в 1990-х проваливались в прокате. («Секреты Лос-Анджелеса» был приятным исключением.) Поэтому за экранизацию «Орхидеи» никто особо браться не хотел. Периодически были «заходы» на «Орхидею» — объявлялись имена и даты — но затем всё снова откладывалось.
За почти 20 лет, что прошли с тех пор, как были куплены права и написан сценарий, толпа людей пыталась подступиться к фильму. Но там не срастались сроки, не было понимания по финансированию. А потому люди уходили из проекта. И потому то, что «Черная орхидеи» в конечном итоге вышла с режиссурой Брайана Де Пальмы и с Аароном Экхартом, Джошом Хартнеттом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях — это случайность. Фильм вполне мог выйти на год раньше в постановке Дэвида Финчера и с Полом Уокером, Джонни Деппом и Кейт Бекинсейл в главных ролях. Но сложилось вот так.
В принципе, у Де Пальмы была репутация «мастера» детективных фильмов. А Экхарт, Хартнетт и Йоханссон отыграли вполне себе прилично. Единственный явный мискаст фильм — Хилари Суонк. Ее типаж вообще никак к фильму не подходит. Ей подходит что-то более «мужиковатое». Когда она снималась в роли трансгендера («Парни не плачут», 1999 год — первый «Оскар» Суонк) или в роли боксера («Малышка на миллион», 2004 год — второй «Оскар» Суонк) — диссонанса не было. Но когда Де Пальма пытался Суонк снять в роли femme fatale — это вызывало смех. Видимо, возможность снять дважды лауреата «Оскара» пересилила у режиссера возможные сомнения по поводу ее типажа.
Фильм вышел осенью 2006 года. Благополучно провалился, не отбив даже свой бюджет. Да, о бюджете — на фильм втюхали 50 ярдов, а по нему вот вообще никак не заметны все эти миллионы. Видимо, заметная часть бюджета ушла на то, чтобы реквизит Лос-Анджелеса 1940-х перевезти в Болгарию, где проходила большая часть съемок.
Ретро в фильме удалось. Актеры ничего так подобрались. Старая добрая музыка, как минимум, не раздражает. Но вот сценарий… Это что-то с чем-то. Де Пальма говорил, что он снял трехчасовой фильм, но его заставили «Орхидею» укоротить до 2 часов. И, мол, из-за этого все проблемы со сценарием и появились. Не-а, лукавит гражданин режиссер.
Книга «Черная орхидея» охватывала почти десятилетие. События в ней начинались в 1941 году, а заканчивались в 1949. Расследование убийства Шорт занимало 3 года. За это время Баки успел жениться на Кей. Они прожили вместе 2 года. Затем разругались и разошлись. И уже оставшись один, Баки начал ковыряться в фактах убийства Шорт. В фильме всю эту историю любви уложили в 5 минут, включая двухминутный секс на столе.
По книге Баки годами депрессовал, путая реальность и фантазии — похождения Мадлен у него в голове накладывались на похождения Шорт и так далее. В фильме всё это «падение» Баки заняло несколько минут — посмотрел несколько фото, несколько минут проб Шорт и рехнулся. Вот только что в фильме Баки пытается убедить Ли забить на дело Шорт, а через 10 минут уже сам Баки сходит по этому делу с ума. А зритель не очень и понимает, что происходит.
В книге убийство Ли произошло в Мексике и Баки узнал о нем только через несколько недель. В фильме Де Пальма пытался снять что-то в духе сцены из своего фильма «Неприкасаемые» — типа перестрелки на лестнице. И свёл в одном месте Баки, Ли, Мадлен, Фрэнки и Джорджи — в этом месте логика ушла курить, потому что эту дичь сценаристы толком объяснить не смогли. (В книге встречались максимум трое из этой пятерки за один раз. Сначала Ли нашел Фрэнки. Через неделю Мадлен нашла Ли. И так далее.)
Из-за всего этого тупняка в сценарии вторая половина «Орхидеи» смотрится со всё возрастающим скепсисом. Ближе к концу двухчасового фильма не спасает уже ни красивое ретро в кадре, ни желание узнать, как Де Пальма обыграл финал истории. (В фильме те же убийцы, что и в книге, но в экранизации судьбы убийц очень далеки от книжных.) Будто режиссер нарочно старался сделать фильм как можно более нудным. Я, как зритель, хочу смотреть расследование убийства Шорт, а не то, как полицейский 10 минут смотрит кастинги Шорт и сходит от этого с ума. Это уже не нуар, это ерунда. У Линча такое пошло бы на ура. А вот к Де Пальме совсем другие требования. Поэтому фильм ожидаемо лёг в прокате. Потому что нельзя так со зрителями.
5/10