Оригинальное название: Exit Wounds.
Своенравный полицейский Орин Бойд (Стивен Сигал) в очередной раз ослушивается приказа начальства и за это его переводят в полицейский участок в неблагополучном районе. Бойд выясняет, что многие полицейские в участке коррумпированы и, чтобы разобраться с ними, полицейский объединяется с местным наркобарыгой Уолкером (DMX).
Джон Вестерманн. Так зовут американского писателя. Ранее он служил в полиции, а когда ушел в отставку, то начал писать романы про полицейские будни. Всего он написал 5 романов. Вторым из них был «Сквозные ранения», вышедший в 1990 году. Второй роман в трилогии, посвященной похождениям Орина Бойда. В «Ранениях» Бойда переводят в «плохой» участок и он там сталкивается с коррупцией. Но, в отличие от экранизации, Бойд в романе не борется (до поры) с ней, а мирно сосуществует. Потому что романный Бойд — пьянчуга, коротающий рабочее время в барах. И свой перевод он заслужил не «героическими действиями», а пьянством и прогулами.
Ну, такая вот криминальная драма, в которой «плохой коп» решает хоть раз в жизни поступить правильно. И, вроде как, в концовке выясняется, что там всё не так просто было. «Вроде как» — это потому, что этот роман Вестерманна (как и все остальные его романы) на русском не издавался и я сужу о нем по зарубежным отзывам. В тех же отзывах было написано, что в романе хватает черного юмора.
Ладно, роман вышел, роман глянулся читателям, роман заинтересовал киношников. Которые купили права на экранизацию «Сквозных ранений». Но, по разным причинам, экранизация чуть не десять лет откладывалась. А затем эти права попались на глаза продюсеру Джоэлу Сильверу. Сильвер — гигант индустрии. Трилогия «Матрица», тетралогия «Смертельное оружие». Всякие там «Коммандо», «Хищник», «Крепкий орешек», «Последний бойскаут». Любители старых боевиков должны помнить фразу «продюсер — Джоэл Сильвер» в старых гнусавых переводах.
Одним из проектов Сильвера был вышедший в 2000 году фильм «Ромео должен умереть». С Джетом Ли в главной роли. Снимал этот фильм Анджей Барковяк, для которого это был режиссерский дебют. До этого он 20 лет трудился оператором. «Ромео» очень достойно прошел в прокате и Сильвер был более чем доволен. Отсюда логичный вывод — надо продолжать в том же духе.
Сильвер сунул Бартковяку сценарий «Сквозных ранений» и бюджет. Бартковяк перетащил часть съемочной группы и актеров из «Ромео». Сценарий ушел на «глубокую переделку». Потому что нужен был боевик, а не криминальная драма. Поэтому роман безжалостно уродовали. Ну, чтобы было красиво. Например, вся начальная сцена «Ранений», где Бойд разносит террористов на мосту, отсутствовала в романе и была взята из первоначальной версии сценария фильма «Смертельное оружие 4». В итоговой версии «Оружия 4» Гибсон и Гловер в начале бьются с поджигателем, а первоначальный вариант Сильвер сохранил и через пару лет приткнул в «Ранения». И так далее. Собственно, из романа в фильм попали только некоторые имена, неблагополучный район, да тема коррумпированных полицейских. Так себе экранизация, да?
Вот что недоставало Бартковяку, так это «звезды» на главную роль. Ну, потому что Джет Ли в роли Бойда и не смотрелся бы, да и актер в то время был занят в других проектах. Сильвер тогда заключил контракт со Стивеном Сигалом.
У Сигала уже несколько лет дела шли неважно. Фильмы проваливались один за другим. Со времен «В осаде 2» у Сигала не было положительного результата в графе «кассовые сборы». Актер на пару лет завязал со съемками и уехал на Восток — постигать буддизм и прочий дзен. «Сквозные ранения» были «громким» возвращением некогда популярного актера.
«Ранения» сняли. «Ранения» вышли — премьера состоялась в марте 2001 года. Фильм получился… неплохим, скажем так. Олдовое бадди-муви, с некоторыми приметами времени. В одной из главных ролей популярный рэпер. В саундтреке напихана суровая рэпчина. И если бы не вот это, то «Ранения» вполне аутентично смотрелись бы и в 1980-х, и в 1990-х. Немного драк, немного погонь, много стрельбы. Пара комиков на заднем плане. Типовой сюжет о дружбе и о том, что все плохие парни должны сдохнуть. Нравится что-то типа «Смертельного оружия» или «Последнего бойскаута»? Вот, «Сквозные ранения» можно где-то между ними разместить. С некоторыми поправками, разумеется.
В плюс фильму идет работа Бартковяка. Дядька умеет снимать боевики и у него это неплохо получается. В минусах у «Ранений» — сценарий и Сигал. Сценарий, понятно, курочили до тех пор, пока «экшна» не оказалось достаточно (по продюсерским меркам). То, что при этом сильно пострадал здравый смысл — никого особо не волновало. А Сигал… Обычный, в общем-то Сигал, но какой-то постаревший, уставший и не производящий особого впечатления. Играть он не умеет. И раньше не умел, но это компенсировалось живенькими драками на экране. А в «Ранениях» отсутствие у него способностей к лицедейству уже как-то стало бросаться в глаза.
Фильм окупился. Принес прибыль. Меньше, чем «Ромео должен умереть», но достаточно. Сильвер дал отмашку Бартковяку снимать следующий подобный боевичок, «От колыбели до могилы». Вот только Сигала в него уже не взяли. Популярность актера падала, на съемках он вел себя отвратительно — работать с ним никто не хотел. Вести себя так, будто одно твое имя способно «делать кассу» в то время, когда это уже далеко не так — так себе бизнес-план. Сильвер и весь Warner Bros. указали Сигалу на дверь и больше с ним никогда не работали. Актер стремительно отлетал в дешевенькие боевички из категории direct-to-video. Собственно, «Сквозные ранения» оказались последним кинотеатральным фильмом с Сигалом в главной роли, который окупился в прокате. Если будете смотреть «Ранения», то держите в уме — вы смотрите на закат «легенды».
7/10