Фильм «Караван в Ваккарес» (1974)

Фильм «Караван в Ваккарес» (1974)

Оригинальное название: Caravan to Vaccares. (В оцифровках встречается французское название фильма — «Le Passager», то есть «Пассажир».)

Экранизация одноименного романа Алистера Маклина. Вышла в августе 1974 года.

История создания этого фильма примерно совпадает с историей другой экранизации Маклина, «Кукла на цепи» 1971 года. Только с более печальной концовкой.

Был такой режиссер, Джеффри Рив. Снимал рекламу и документальные фильмы. Но мечтал заняться «большим кино». В середине 1960-х он познакомился с известным писателем, Алистером Маклином. Они подружились и Рив начал «грузить» Маклина тем, что он был бы очень не прочь поставить фильм по какому-нибудь его произведению. Маклин тоже был не против, но у него был контракт с другим продюсером, Эллиотом Кастнером.

Кастнер снимал высокобюджетные фильмы по романам Маклина и разрывать контракт с ним ради бедного Рива у писателя интереса не было. Риву пришлось ждать своей очереди.

В конце 1960-х Маклин написал сценарий фильма «Кукла на цепи». Эллиот этот сценарий отверг. Маклин переработал сценарий в роман и выпустил его в 1969 году. Рив тут же вцепился в Маклина, чтобы тот отдал права на экранизацию ему. Маклин согласился. Рив нашел продюсера и снял фильм «Кукла на цепи». И уже после съемок вмешался продюсер, которого не порадовали тест-просмотры фильмы. Он уволил Рива. Нанял другого режиссера, который перекроил фильм. Этот фильм вышел в 1971 году — большим хитом не стал, но какие-то деньги принес.

И вот с «Караваном в Ваккарес» ровно такая же история. Маклин написал сценарий. Кастнер этот сценарий завернул. Маклин переработал сценарий в роман и выпустил его в 1970 году. Затем появился Рив и снова уговорил Маклина отдать ему права. И Маклин снова согласился.

И вот с этого момента история «Каравана» пошла не тем путем, что история «Куклы». Рив, памятуя о прошлом печальном опыте (увольнение во время съемок), решил не связываться с продюсерами, а самому стать продюсером. Рив пошарился по Европе, нашел инвесторов-спонсоров. И занялся съемками «Каравана». И вот решение Рива сделать всё самому — это самое печальное, что могло произойти с «Караваном». Потому что во время съемок не нашлось никого, кто бил бы Рива по рукам, и объяснял ему, что он занимается какой-то хренью.

Фильм «Караван в Ваккарес» (1974)

Во-первых, от Маклина в фильме остались сущие трохи — пара имен и географических объектов. Рив решил, что сюжет «Каравана» ему не нужен и его надо переделывать. Был нанят сценарист Пол Уилер, работающий исключительно на телевидении — до «Каравана» у него в портфолио был только один сценарий «большого фильма». И это сценарий «Куклы на цепи». В общем, Уилер — это кореш Рива, которого тот тащил в свои проекты.

Сюжет романа. Злые цыгане воровали ученых за Железным занавесом. Тайком перевозили их во Францию. И там передавали китайцам, которые перевозили похищенных ученых в Китай. Два агента секретной службы, Боуман и его начальник де Кройтор. Боуман весь роман «приключаются» — бегает, дерется, стреляет. Де Кройтор, в основном, думает головой. Им помогают две подруги — Лайла и Сесиль. В конце романа цыгане арестованы, ученые освобождены. Все счастливы.

Сюжет фильма. Добрые цыгане помогают венгерскому ученому сбежать в Европу. Злы цыгане хотят похитить ученого и продать его какому-то покупателю. Богатый аристократ де Кройтор хочет помочь ученому улететь в Америку. Для этого де Кройтор нанимает — деньгами и шантажом — бывшего военного, а ныне бездельника Боумана. Боуман и его случайная подруга Лайла долго воюют со злыми цыганами. В конце хорошие побеждают плохих.

Скажем прямо — сюжет романа не отличался осмысленностью. Но роман был читабельным благодаря профессионализму Маклина. Он довольно складно расписал бесконечные приключения Боумана. И их даже можно было читать без раздражения.

В фильме сюжет не сделали умнее. Скорее наоборот. И сюжет романа, который и так балансировал на краю запредельного трэша, в фильме благополучно в этот самый трэш рухнул. Когда в книге главный герой в клоунском наряде бьется с быком на арене — это глупо, но читаемо. Когда в фильме главный герой в клоунском наряде бьется с быком на арене — это уже просто глупо. И не смотрибельно.

Фильм «Караван в Ваккарес» (1974)

В фильме неплохо смотрятся трюки. Скачки на лошадях или бой с вертолетом. Но диалоги между этими экшн-сценами — обнять и плакать. Большая часть персонажей — без внятной мотивации. Большая часть событий — без понимания, к чему вообще всё это было.

Что обидно, так это то, что Рив зазвал в свой фильм приличных актеров. Лайла — Шарлотта Рэмплинг (Лючия из «Ночного портье», который вышел в тот же год, что и «Караван»). Де Кройтор — Майкл Лонсдейл (Лебель из «Дня Шакала»). Боуман — Дэвид Бирни (театральный актер, для которого эта роль стала дебютом на экране). Черда — Марсель Боццуффи (Николи из «Французского связного»). Но вот играть всем этим актерам в фильме нечего. Глупые диалоги с умными лицами и несвязный экшн. Вот и всё, чем «богат» этот фильм.

«Караван в Ваккарес» провалился в прокате. Совсем провалился. Не знаю, как Рив расплачивался с инвесторами. (Вспоминается фильм Брукса «Продюсеры» 1968 года.) Но полнометражных фильмов после «Каравана» Рив не снимал 15 лет.

А «Караван» был забыт всеми и навсегда. Эра ДВД и тем более BluRay прошла мимо «Каравана». Лишь в 2018 году какие-то энтузиасты отреставрировали фильм и выпустили его на физических носителях — для поклонников старого скучного кино.

Официального перевода фильма на русский нет. Есть любительский перевод, но такой, слишком любительский. Но либо смотреть с ним, либо на английском (еще вариант — с французской озвучкой, в сети можно найти). Но лучший вариант — вообще не смотреть.

2/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Караван в Ваккарес» (1974)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх