Оригинальное название: Jeffery Deaver — The Stone Monkey.
Четвертый роман из цикла о Линкольне Райме. Вышел в марте 2002 года.
Призрак — прозвище китайского преступника, занимающегося перевозом нелегальных эмигрантов в Америку. По наводке эксперта-криминалиста Линкольна Райма, корабль, на котором находится Призрак и пара десятков нелегалов, почти у самого американского берега перехватывает береговая охрана. Призрак взрывает корабль и сбегает. Также с тонущего корабля сумели спастись десяток нелегалов. Которые теперь прячутся в разных частях Нью-Йорка. Задача Призрака — найти и уничтожить их всех. Задача полиции — найти и арестовать Призрака прежде, чем он закончит свою миссию и снова сбежит от правосудия.
С большим скрипом читается «Каменная обезьяна». Хотя, казалось бы, сюжет в книге очень даже ничего. Неуловимый убийца идёт по следу нелегалов. Райм и его люди идут по следу убийцы. И всё это довольно увлекательно и напряженно. И если бы Дивер написал книгу именно про это — и только про это, то получился бы вполне приличный триллер. Но этого не произошло. И всё потому, что Дивер взялся через персонажей-китайцев рассказывать своим читателям-американцам о том, чем плох Китай.
Китай — жуткая тоталитарщина. Все китайцы стонут под гнетом своего правительства. У всех китайцев Америка именуется не иначе, как «Прекрасная страна». Дивер методично и обильно набрасывает на вентилятор одни и те же тезисы — «Китай — плохо, США — хорошо» — на протяжении всей книги. И тратит на это десятки и десятки страниц. Когда у автора уже заканчивалась фантазия, в чем бы еще упрекнуть китайские власти, то в ход пошли хунвейбины и три события на площади Тяньаньмэнь. (Если кто не в курсе, то это события 1966, 1976 и 1989 годов.)
Дивер, конечно, не обязан любить Китай и может говорить про него всё, что угодно. Но в этой книге он вещает гадости уж больно топорно, глупо и с частыми повторами. В общем, это не критика Китая — это банальная клюква для американцев.
Если смириться со всей этой анти-китайской ахинеей и пытаться читать «Каменную обезьяну» дальше, то большую часть романа будет неплохо. Закрученная интрига, добротные персонажи. Преступник, который вечно буквально на полшага впереди полиции. Напряжение, погони, перестрелки. Но.
Но есть у Дивера отличительная черта — он вечно хочет в свои романы впихнуть «вот-это-поворотов». И где надо, и где не надо. Вот в «Каменной обезьяне» было не надо, но Дивера это не остановило. В финальной четверти романа логика собирается, встает и уходит курить. А Дивера ее отсутствие не смутило и он продолжил писать. Такой бредятины, как развязка романа — еще надо поискать. И про мотивы Призрака, и про его modus operandi.
Спойлер. Коррумпированный китайский чиновник, чтобы ублажить партийные власти, регулярно нанимает убийцу, чтобы тот устранял диссидентов, которых он предварительно должен был довести до Америки. При этом у китайских властей был договор с американским Госдепом, что если убийцу всё-таки арестуют, то его тихо-мирно депортируют обратно в Китай, где власти отпустят его на свободу. Райм шантажирует представителя Госдепа, чтобы Призрака не отправили в Китай, а судили в Америке.
Подробностей про способ маскировки Призрака в романе я уже и писать не буду. Там всё настолько глупо, что даже неудобно за автора становиться.
Итого. Дивер — профессионал. И он пишет так, что его интересно читать. И даже можно мириться с некоторыми недостатками его произведений (повышающаяся сериальность — повторы и картонные персонажи). Но в «Каменной обезьяне» оказалось столько недостатков, что никакие достоинства триллерной составляющей романа не могут их оправдать.
4/10