Чайна Мьевиль — Вокзал потерянных снов (2000)

Чайна Мьевиль - Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль — Вокзал потерянных снов (2000)

Оригинальное название: China Miéville — Perdido Street Station.

Второй роман Мьевиля. Вышел в марте 2000 года.

Город Нью-Кробюзон и его обитатели. К ученому — человеку — Айзеку обращается гаруда — человек-птица — Ягарек. Ягареку за некое преступление сородичи отрезали крылья и он нанимает Айзека, чтобы тот придумал что-то такое, с помощью чего гаруда снова сможет летать. В это же время любовницу Айзека, хепри — жукоголовые — художницу Лин, нанимает местный бандит, чтобы та изваяла его статую. Во время своих изысканий Айзек случайно выпускает на волю мотылька — существо, питающееся чужими снами и мечтами. И это оборачивается проблемами для всего Нью-Кробюзона. Айзек и его друзья вынуждены скрываться от полиции и пытаться самостоятельно изловить сбежавшего мотылька и его сородичей.

В 1998 году вышел дебютный роман Мьевиля, «Крысиный король«. Среднего качества городское фэнтези. Лондон, в котором обитают другие виды и Избранный, который должен всех спасти. Ничего нового. Кроме разве что описаний «другого Лондона». Во втором романе Мьевиль снова пишет о Лондоне, но на этот раз Лондоне вымышленном, а потому его описания от Мьевиля не сдерживаются реальностью. И этот «новый другой Лондон» называется Нью-Кробюзон.

За основу для Нью-Кробюзона взят викторианский Лондон, который оказался населен самыми разными расами. Никаких надоевших гномов и эльфов — Мьевиль (почти) все расы придумывал сам. Из «классических» рас в этом городе обитают только вампиры и демоны (они в Нью-Кробюзоне не живут, но у них есть своё посольство). К заведомо фэнтезийным существам и магии Мьевиль добавил элементы стимпанка. А также компьютеры и искусственный интеллект. Получившуюся смесь автор обильно смазал левыми идеями. (Мьевиль — троцкист, ему жизнь не мила без социального равенства и прочей утопии.) Вот таким получился Нью-Кробюзон.

Этот город и стал главным героем «Вокзала потерянных снов». В романе есть персонажи, есть сюжет, но именно на описание Нью-Кробюзона Мьевиль тратит подавляющее количество страниц. Первые страниц 200 с сюжетом в романе вообще напряженка — Мьевилю не до него, он описывает «блеск и нищету» Нью-Кробюзона. Может себе позволить — в романе более 800 страниц, так что придёт время и сюжета. А что до описаний, то еще до прочтения стоит учитывать, что Мьевиль знает сотни синонимов для слов гниение и испражнения. Они и составляют немаленькую часть описательной части вымышленного города.

Но «Вокзал» был обильно обласкан критиками, получил кучу премий, а Мьевиль был признан одним из лидеров «New Weird» не из-за обилия мерзости на страницах. А из-за того, что автор а) мастерски владеет словом — несмотря на медленный ритм в первой половине, «Вокзал» читается с интересом, и б) обладает необычайно буйной фантазией. Для этого романа Мьевиль придумал столько всего, что иным авторам бы хватило на эпопею в осьмнадцати томах. Когда лавкрафтианский бог совместно с ИИ, собранном на свалке из хлама, бьются с пожирающими мечты и скользящими по измерениям мотыльками — это, знаете ли, нечасто прочитаешь. Мир, где водяные устраивают забастовки, женщина с головой скарабея ваяет скульптуры из своей слюны, мэр города обращается к Аду за помощью, а бог сходит с ума по ножницам — вот за эту фантасмагорию Мьевиля облобызали в литературном мире.

И… всё кончилось плохо. Не для того автор много сотен страниц живописал ужасы Нью-Кробюзона, чтобы подарить читателям счастливый финал. Впоследствии Мьевиль написал еще 2 романа про Бас-Лаг (это мир, в котором находится Нью-Кробюзон), «Шрам» 2002 года и «Железный Совет» 2004 года. Но в этих романах будут уже другие герои — со своими бедами и невзгодами. Персонажи «Вокзала» разрушили свои жизни на страницах этого романа.

Читать роман сложно. И объем большой, и язык Мьевиля зайдет далеко не каждому. Но читать стоит. И чтобы ознакомиться, если еще не, с «новыми странными». И чтобы хотя бы познакомиться с Мьевилем — он того заслуживает. И если у Мьевиля выбирать только один роман для прочтения, то пусть этим романом будет «Вокзал» — ничего более совершенного автор так и не написал.

9/10

Поделиться ссылкой:

Чайна Мьевиль — Вокзал потерянных снов (2000)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх