Фильм «Стрелок» (2007)

Фильм «Стрелок» (2007)

Оригинальное название: Shooter.

Экранизация романа Стивена Хантера.

Американские спецслужбы обращаются за помощью к бывшему морпеху Бобу Ли Суэггеру. Суэггер — эксперт по снайперской стрельбе, а разведке стало известно о том, что на президента США готовится покушения. Спецслужбы просят Суэггера оценить места ближайших появлений президента на публике на предмет возможности покушения. Суэггер посещает несколько городов и находит место, где с большей вероятностью будет работать снайпер.

И лишь после состоявшегося покушения на президента Суэггер понимает, что всё это было подставой. А Боба Ли использовали для того, чтобы он провел подготовительную работу для настоящего снайпера. И чтобы повесить на Суэггера это покушение. Раненный Суэггер подается в бега и теперь у него одна цель — найти истинных виновных и очистить своё имя.

Исходный роман Стивена Хантера назывался «Point of Impact». Во всех изданиях на русском использовался перевод названия «Снайпер». Экранизация этого романа получила название «Стрелок» («Shooter»).

Роман вышел в 1993 году. Стал бестселлером. Практически сразу права на экранизацию романа купили киношники. И не безвестная компания, а мейджор Paramount. Можно было снимать. Но вмешалось «но». Это «но» заключалось в том, что роман представлял собой типичный боевик, родом из 80-х. В духе «Коммандо» или «Смертельного оружия». А к середине 90-х время таких фильмов безвозвратно ушло. В Голливуде прекратили снимать мачо-фильмы, типа «Хищника» или «Крепкого орешка».

Бывшие герои таких боевиков либо перестроились к новым реалиям (Шварцнеггер, Брюс Уиллис), либо перекочевали в категорию фильмов direct-to-video (Ван Дамм, Сигал). И ни один маркетолог не мог гарантировать, что «Стрелок» смог бы собрать кассу. Он просто опоздал лет на 5-7 и его сюжет был для Голливуда жутко неактуальным.

Но раз деньги за права плачены, то надо что-то делать с проектом. Студия периодически подкидывала проект разным сценаристам. Чтобы они изобрели что-то на основе «Снайпера», но вписывающееся в текущую повестку. Но у сценаристов не особо получалось. Менялись люди — приходили и уходили. Проект не складывался.

Прошло десять лет. Работа над сценарием была поручена в тот момент Джонатану Лемкину. Соавтору сценариев таких фильмов, как «Смертельное оружие 4» и «Адвокат дьявола». Видение Лемкина устроила студию. Не то, чтобы его сценарий принципиально отличался от предшественников, просто в студии кто-то решил попробовать выдать на рынок олдскульный боевик. Годы прошли, история и предпочтения зрителей идут по кругу — а вдруг взлетит? Режиссер Антуан Фукуа, актеры Марк Уолберг и Дэнни Гловер оказались на своих постах не совсем случайно, но доля везения в этом была. В проекте менялись возможные сценаристы, режиссеры и исполнители ролей. Фукуа, Уолберг и Лемкин просто оказались на своем месте, когда всё завертелось.

Фильм вышел в марте 2007 года. Через 14 лет после выхода романа. Собрал кассу. Окупился. Принес денег. Но недостаточно, чтобы студийные боссы были удовлетворены. И не хит, и не провал — а так, середняк.

Фильм «Стрелок» (2007)

Любителям старых боевиков «Стрелок» имеет все шансы понравиться. Любителям чего «поумнее» — сильно вряд ли. Уолберг крут. Врагов, в перспективе покойников, множество. Сюжет в меру путанный и интересный. Хоть и не без условностей жанра — ляпов и косяков в фильме хватает.

Что сделал Лемкин с романом? Сокращал, сокращал и сокращал. Это имело смысл — роман был достаточно объемный и экранизировать его «один в один» варианта не было. Первую часть книги пришлось ужимать до необходимого минимума — Суэггер, спецслужбы, снайпер. В романе была расстановка фигур страниц на 200 — в фильме уложили в 25 минут вместе с титрами. Полностью вычеркнули все похождения Мемфиса до встречи со Суэггером — а в книге про них было ой, как немало. Убрали предысторию почти всех персонажей — за ненадобностью. Убрали все похождения Суэггера в лесах. И прочее…

Некоторые правки были сделаны с целью «осовременивания». В романе события происходили в 1992 году и Суэггер был ветераном Вьетнама 46 лет. В фильме Уолберг лет на 10 младше и воевал он в Эфиопии. (И что там забыли регулярные войска США?)

Некоторые изменения были безобидными. Сальвадор поменяли на Эфиопию. Зрителю это без разницы. В романе Добблер сбегает от своих и помогает Суэггеру (и тот в конце снабжает его деньгами, чтобы Добблер мог исчезнуть). В фильме Добблер до конца остается на стороне «плохих» и Суэггер его убивает. Книжный открытый суд в финале заменен закрытым совещанием.

А вот теперь о странностях. Хантер всё-таки написал боевик. И «боевых действий» на страницах романа было предостаточно. Лемкин зачем-то начал вычеркивать книжные похождения Суэггера и заменять их своими. В книге была глава, как Суэггер играет в кошки-мышки с полицией и якобы кончает жизнь самоубийством. Тем самым прекращается общенациональный розыск Суэггера. В фильме этого нет. Зато добавилась глупая драка Суэггера с полицейскими на улице. Подруга Боба Ли в книге звонит в ФБР, в фильме она очень нелогично приезжает к Мемфису лично.

В романе Суэггер долго ищет снайпера, проявляя максимум детективной смекалки. Вся суть была в том, что настоящий снайпер пользовался отчетом Суэггера при подготовке убийства. Приехал, сделал дело, уехал. В фильме снайпера и Суэггера сводят в одной комнате прямо перед убийством. Минус весь детектив. В романе снайпера убивает Мемфис в результате тщательно спланированной ловушки. В фильме снайпер кончает жизнь самоубийством задолго до финала.

И еще много больших и маленький изменений. Суть в том, что если бы делали фильм точно по книге — пусть и сокращениями — то получилось бы зрелищнее и интереснее. Но нет, киношники ваяли что-то свое, по мотивам. В книге их ждал готовый скрипт отличного боевика. Они решили сделать свое. Пусть и хуже, но своё. А смысл?

7/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Стрелок» (2007)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх