Оригинальное название: Derailed.
Жак Кристофф — оперативник, работающий на командование НАТО. Его новым заданием становится Галина Константин. Жаку необходимо найти ее в Словакии, а после вывезти на поезде в Мюнхен. Встреча Жака и Галины проходит по плану, но позже поезд, на котором они едут, захватывают террористы, пытающиеся найти Галину. А ценным грузом, который она везет с собой, оказывается новый смертоносный штамм оспы.
На пик популярности Ван Дамм вышел в первой половине 1990-х. Во второй половине 1990-х началось «падение» актера. Фильмы всё хуже, гонорары всё меньше, кассовые сборы всё ничтожнее. Ван Дамм из яркого «героя боевиков» падал в пучину дешевеньких фильмов категории «direct-to-video». И если попытаться определить точку глубочайшего падения Ван Дамма, то она окажется где-то в районе фильма «Под откос» (в другом переводе — «Пустить под откос»).
Вышедший осенью 2002 года «Под откос» и пару десятилетий спустя имеет гордые 0% «свежести» на популярном сайте Rotten Tomatoes. Что намекает. На IMDB у него оценка 3.9, а на Кинопоиске — 5.0 (в России Ван Дамма всегда любили чуть больше, чем он того заслуживал).
Причины провала фильма были не в сценарии. Поезд, смертельный вирус, террористы, крутой герой. Всё стандартно и банально. Фильмов с таким сюжетом примерно легион. Стивен Сигал, например, привет просил передать. Но не суть. Хотя, конечно, при просмотре фильма иногда возникало ощущение, что писавшие сюжет и диалоги люди люто ненавидели свою работу. Сценаристами фильма, кстати, была семейная пара, которая обычно пишет сценарии всяких ужастиков. «Морг», «Крокодил», «Крокодил 2», «Мать слёз», «Вскрытие» — такое у них резюме.
И ни в актерах дело. Ван Дамм привычно деревянный. Галину играет Лаура Харринг (партнерша Наоми Уоттс по «Малхолланд Драйв»). Главтеррориста играет Томас Арана — который на вторых ролях снимался во многих десятках фильмах и его лицо уже давно примелькалось.
Фильм провалился, потому что был отвратительно снят и смонтирован. Где-то читал, что средняя продолжительность одного плана в фильме (между переключениями сцен или ракурсов) составляет полторы секунды. И что «Под откос» удерживает рекорд по этому показателю среди всех когда-либо снятых фильмов. По идее, таким «клиповым» монтажом пытались создать напряжение в фильме. Получилось совсем наоборот — хаотичное мельтешение на экране сильно раздражает и затрудняет попытки найти в «Под откос» хоть что-то хорошее.
По итогам просмотра стало казаться, что весь этот безумный монтаж был нужен только для того, что маскировать убогость постановки боевых сцен в фильме и отвлекать от тупняка в сценарии. Когда на одну стандартную «вертушку» Ван Дамма приходится 3 монтажные склейки — последние трохи правдоподобности происходящего улетучиваются. И не то, чтобы до этого я к фильму относился с анти-Станиславским «Верю», но…
Удивительно тут то, что «Под откос» обошелся в немаленькие пару десятков миллионов долларов. На что, интересно их потратили? На корявенько выглядящее крушение поезда? При том, что фильм практически нигде в мире до кинотеатров не доехал, а вышел сразу на ДВД — это был серьезный такой провал. Режиссера фильма, Боба Мисиоровски, на много лет «отлучили» от съемок фильмов. А Ван Дамм после этого под-откосного фильма продолжил барахтаться на самом дне категории Б, снимаясь во всякой ерунде, типа «В Аду» и «Пробуждение смерти». И только в конце нулевых актер хоть как-то начал выкарабкиваться из той ямы, в которую загонял себя предыдущие 10 лет.
2/10
Неистово прошу ревью на самый былинный фильм Ван Дамма — Универсальный солдат 4.
У Ван Дамма таких былинных фильмов уже с полфильмографии наберется. У меня уничижительных формулировок на весь этот шлак не хватает. Но, как-нибудь, может, и займусь.