Фильм «Тайна личности Борна» (1988)

Фильм «Тайна личности Борна» (1988)

Экранизация одноименного романа Роберта Ладлэма.

На берег близ небольшого французского городка штормом выбрасывает мужчину. Он ранен и у него амнезия. Местный врач-алкоголик лечит человека без памяти. Этот же врач находит зашитый в тело мужчины микрофильм. Микрофильм содержит номер счета в швейцарском банке. Вылечившийся мужчина отправляется в Цюрих и там узнает, что его зовут Джейсон Борн. И что его отчаянно пытается убить группа людей.

Этот фильм — первая экранизация роман Ладлэма 1980 года. Роман, этот фильм и экранизация 2002 года с Мэттом Деймоном в роли Борна в оригинале называется одинаково — «The Bourne Identity». Роман в 1990-х на русском издавался под названиями «Тайна личности Борна» и «Идентификация Борна». И вот так получилось, что к фильму 1988 года «прилипло» название про «Тайну личности», а к фильму 2002 года — про «Идентификацию».

И еще немного про фильм 2002 года. Там киноделы снимали боевик, который с романом Ладлэма роднила только сюжетная завязка, да имена нескольких персонажей. Фильм неплохой, но как экранизация — хуже некуда. Потому что роман Ладлэма не был боевиком. Это был политический триллер, написанный мастером политических триллеров. И вот фильм 1988 году — это тоже политический триллер, поставленный довольно близко к тексту романа.

История создания фильма обычна для тех лет. Вышел роман. Стал бестселлером. Киношники купили права на экранизацию. Поняли, что толковая полнометражка из этого материала не получится — слишком уж много событий было в книге. Решили делать экранизацию для ТВ — там с хронометражем полегче. В итоге, сняли трехчасовой фильм, который для показа на ТВ разделили пополам — получилось две полуторачасовые серии.

Обычная съемочная группа — для любителей американских сериалов тех лет тут «ба, знакомые все лица». Борн — Ричард Чемберлен («Сёгун», «Поющие в терновнике»). Мари — Жаклин Смит («Ангелы Чарли» — которые оригинальный сериал, а не поздние поделки). И остальные актеры в фильме регулярно мелькали в разных фильмах и сериалах. ТВ-режиссер Роджер Янг. Сценарист — Кэрол Собески, которая «собаку съела» на адаптации литературных произведений (и еще ремейках — помните «Игрушку» с Ришаром? Собески делала сценарий для американского ремейка «Игрушки»).

Фильм «Тайна личности Борна» (1988)

Американское телевидение 1980-х. Это словосочетание означало почти что приговор с точки зрения бюджета. Только в конце 1990-х в телепостановках там начали крутиться впечатляющие деньги. А до этого момента всё было более чем скромно. Вот и у «Тайны личности» бюджет (а точнее, его скудность) бросается в глаза чуть не в каждом кадре. При том, что создатели фильма решили снимать его на «натуре» — и отправились для этого в Европу (Франция, Англия — и так далее), то на это (и еще на актеров) весь бюджет и ушел. Долгие крупные планы, с лицами на полэкрана — регулярно. А хореография драк и перестрелок — на уровне школьных постановок. Но любим мы этот фильм не за это.

А за что? За бережное отношение к первоисточнику и за приличных актеров. У Ладлэма в романе был сложный сюжет, но телевизионщики сумели его достойно перенести на экран. Да, с сокращениями и изменениями, но сумели. А на тех же Чемберлена и Смит приятно смотреть. Это еще «старая школа» — с интеллигентными лицами и умением играть.

В фильме было много изменений в сюжете, относительно романа. Изменений небольших, но на длинной дистанции фильма они суммировались и «искривляли» сюжет. Главных же изменений было два — в фильме погибают два персонажа, которые в книге остаются в живых. Лучший друг и худший враг. В фильме погибает Конклин. В романе и фильме это не очень заметный персонаж, но он вышел на главные роли в продолжениях «Идентификации» (Ладлэм написал о Борне трилогию). И еще в фильме погибает Карлос. Тут в двух словах сложнее описать.

Книга. «Борн» жил в Азии с семьей. Его жена и дети были убиты неизвестным летчиком. Из-за этого «Борн» пошел воевать, а после начал охоту за Карлосом. Реально существовавшим Шакалом. Который в момент выхода романа еще не был пойман. И в конце романа Карлос в очередной раз ускользает. А «Борн» живет мирной жизнью, но с постоянной охраной — потому что он единственный человек, который может доподлинно опознать Карлоса.

Фильм. Семью «Борна» убивает Карлос. И не случайно, как в книге, а целенаправленно. Из-за этого «Борн» начинает охотиться за Карлосом. И в конце фильма он убивает его. Ну, не нужен был киноделам такой вот «приоткрытый» финал, какой был в книге. У Ладлэма Карлоса убьют в заключительной части трилогии о Борне, но киношники не могли ждать. К тому же, в год выхода фильма третий роман о Борне еще даже и не вышел.

Главной ошибкой было бы смотреть «Тайну личности Борна» с оглядкой на фильм 2002 года. Просто разные произведения. В фильме 1988 года надо думалку включать — иначе есть все шансы ничего в сюжете не понять. Такой вот «умный триллер», которые когда-то умели снимать. Даже с небольшими бюджетами. Сейчас это знание среди киношников давно уже утеряно. К сожалению.

8/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Тайна личности Борна» (1988)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх