
Оригинальное название: James Hadley Chase — The Soft Centre.
Пятьдесят четвертый роман Чейза. Вышел в 1964 году.
Семейная пара, Крис и Вэл, отдыхают в отеле в «городе миллионеров» Парадиз-Сити. За полтора года до этого Крис попал в автокатастрофу и с тех пор находится немного не в себе. Дочь миллионера Вэл обеспечивает мужу уют и покой. И ждёт, пока Крис придёт в себя. Однажды Крис пропадает из отеля и полиция находит его, бредущего по дороге, только на следующий день. И, примерно в это же время, в дешевом мотеле находят труп зверски зарезанной проститутки.
Капитан полиции Террелл не связывает зятя миллионера с этим убийством. Зато такую связь находят частные детективы, которые не прочь поживиться за счет Вэл.
Когда-то, в самом начале 1990-х, это роман выходил на русском под названием «Минутная слабость». Затем, почти три десятка лет, роман у нас издавался под названиями «Когда прерывается фильм», «Когда обрывается лента» и другими, сильно далекими от оригинала вывесками. Когда права на Чейза перешли к «Азбуке», то это издательство вернуло роману название «Минутная слабость». С 2019 года роман снова издается в России под ним.
Формально, Парадиз-Сити появился в предыдущем романе Чейза, «Ясным летним утром» 1963 года. Но в том романе город мелькнул лишь незначительным фоном, как место жительства одного из персонажей. В «Минутной слабости» Чейз «задействовал» город по полной. В этом романе появились связанные с этим городом серийные персонажи — Террелл и Лепски, которые будут появляться у Чейза еще где-то в полутора десятке романов.
В «Минутной слабости» впервые будет вычерчена схема построения романов о Парадиз-Сити. Толпы персонажей, которые действуют независимо, но иногда пересекаются друг с другом. Отсутствие «главного героя» — кого-то, от чьего лица велось бы повествование. Чейз в этой серии перескакивал с одного персонажа на другого. На третьего. На пятого. На десятого.
То есть, Чейз ушел от своего раннего стиля — приключения кого-то там (детектива или бандита) и пришел к «рисованию общей картины происходящего».
«Минутная слабость». Крис и Вэл — одна сторона. Харди с подругой — вторая. Частные детективы — третья. Дуэт убийц-гомосексуалистов — четвертая. Полиция — пятая. И это не считая еще охапки второстепенных персонажей, которые, так или иначе, влияют на сюжет. На взаимодействии всех этих сторон и строится роман. И до конца «Минутной слабости» доживёт не так много из этих «сторон».
Читать такой роман… интересно. Чейз последовательно писал хардбойлд, нуар, хейст (романы про ограбления) — и всё это было заимствованно из-за океана. Чейз брал лучшие образчики жанров и работал в том же стиле. В Парадиз-Сити Чейз именно что занялся «своим» творчеством. Яркие криминальные романы с множеством действующих лиц, хорошей динамикой и интересными сюжетами. И если «Ясным летним утром» еще как-то можно вписать в категорию «бандиты долго готовились, а потом у них всё пошло наперекосяк», то «Минутная слабость» уже лишена этих недостатков. (Понятно, что всю серию о «городе миллионеров» Чейз в таком стиле написать не смог — в последующих романах он снова начнет комбинировать разные жанры.)
Вот где-то так. Пятьдесят-какой-то роман, а Чейз еще оказался способен удивлять. Новизной. Как в сюжете, так и в подходе к его построению. (Если для кого-то это важно, то с хэппи-эндом в романе напряженка. Кто не умер, тот остался несчастлив. Все что-то потеряли. Кроме маньяка.)
8/10
О других произведениях Джеймса Хэдли Чейза вы можете почитать по этой ссылке.