Алистер Маклин — Цирк (1975)

Первое издание романа, 1975 год

Девятнадцатый роман Маклина. Вышел в 1975 году.

Оригинальное название: Alistair MacLean — Circus.

Выдающегося воздушного гимнаста и фокусника Бруно вербует ЦРУ. От Бруно требуется выкрасть у коммунистов документацию по созданию «антивещества», во время гастролей цирка по странам соцблока. ЦРУ предполагает, что задача гимнаста упрощается тем, что «работать» предстоит в Крау, родном городе Бруно, из которого он эмигрировал несколько лет назад.

(Прямо страна в романе не называется, но по многочисленным намекам можно догадаться, что речь в «Цирке» идет о ГДР.)

«Цирк» — это такой водораздел творчества Маклина. До этого романа Маклин писал хорошо. Какие-то романы у него были хорошие, какие-то хуже, но, в целом, автор выдерживал уровень качества. Последний же период творчества Маклина был плох. И романы этого периода делились на плохие и очень плохие. «Цирк» и начал этот провальный период.

Первоначально «Цирк» был сценарием. Маклина наняли написать сценарий про шпионов и цирк. Маклин начал его писать, но через какое-то время фильм отменили. И автор переделал свою наработки в свой очередной роман.

Почему всё плохо? Вспомните предыдущие романы Маклина. «Когда пробьёт восемь склянок» — в первом же предложении романа появляется пистолет, через пару страниц главный герой уже бьётся за свою жизнь. Или «Страх — это ключ» — небольшой пролог, а потом эффектная сцена в суде. В «Ночи без конца» в первой главе падает самолет и герои сразу окунаются в борьбу за жизнь. Список ударно начинающихся романов можно продолжить. Суть в том, что Маклин умел делать книги интересными с первых страниц.

А что в «Цирке»? Герои собираются. Едут в Европу. Приезжают в Крау. Проводят операцию и отваливают. Так вот — в Крау герои приезжают, когда уже две трети романа остается позади. До этого в романе есть только бесконечные разговоры и вялые шпионские игры (та еще скучная мышиная возня). На операцию по похищению бумаг и вовсе отведена заключительная пятая часть романа. Операция без сучка, без задоринки, без промахов и отклонений. Скучно читать об идеалах. К слову, об идеалах. Бруно настолько крут, что за весь роман его никто и не поцарапал. Ничего общего с лучшими героями Маклина — вечно избитыми, помятыми, невыспавшимися, но очень целеустремленными. В «Цирке» же персонажи (не только Бруно) напоминают картонные фигурки — стандартные шаблоны: отважный герой, прекрасная дева, коварные коммунисты. Только вот личных характеристик в эти шаблоны Маклин забыл добавить.

Последняя фраза романа — «Уже пять лет Бруно — мой лучший агент» (то есть агент ЦРУ), вообще никак к сюжету не прислоняется. И ни на что не влияет. Вероятно, Маклин решил добавить ее в качестве личного автографа — в его лучших романах герои часто оказывались разведчиками.

Вот так и начался путь писателя Маклина от «хорошего писателя Маклина» к «плохому писателю Маклину». «Цирк» был первым шагом в этом направлении.

5/10

Поделиться ссылкой:

Алистер Маклин — Цирк (1975)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх