Arch Enemy — Stigmata (1998)

Arch Enemy — Stigmata (1998)

Второй альбом Arch Enemy.

После выхода дебютника «Black Earth» группы Arch Enemy, как таковой, не существовало. Майкл Эмотт считал это разовым проектом и продолжать не планировал, потому и все музыканты, игравшие на «Black Earth», были отправлены по домам и прочим проектам. Но «Black Earth» взлетел (хоть и не высоко) и лейбл Century Media предложил Майкл контракт. А когда крупный лейбл в мире метала предлагает контракт, то обычно не отказываются. И Майкл стал собирать группу по новой.

Ладно младший брат Кристофер крутился под ногами, и был не против поиграть еще. Лиива был не против попеть еще. То есть костяк группы, два гитариста и вокалист, есть, а остальное всё решаемо.

Кристофер Эмотт после выхода «Black Earth» собрал свою группу, под нетривиальным названием «Armageddon». Вот именно из этой группы Майкл для записи альбома  «Stigmata» позаимствовал ритм-секцию — басиста Мартина Бенгтссона и ударника Петера Вильдура. По поводу этих двух истории в инете расходятся — то ли они брались на постоянно, но не прижились в группе, то ли они и брались, как сессионщики, только для записи этого альбома. В любом случае — что Вильдур, что Бенгссон записали с Arch Enemy только альбом «Stigmata».

А клавиши на альбоме записал Фредрик Нордстрем, который заодно был и продюсером записи. Нордстрем — именитый дядька, записывавший At the Gates, Dark Tranquillity, In Flames и остальной легион шведского МДМ.

В октября 1997 года альбома был записан и сдан лейблу в производство. Дальше группу покидает Вильдур. На его место приходит Даниэль Эрландссон. С Эрландссоном записывали и «Black Earth», и до сих пор он группе стучит. Так что официально за всю карьеру Arch Enemy в группе был один ударник, а Вильдур так — безымянный сессионщик.

То ли чтобы Даниэля отметить на «Stigmata», то ли распираемый от качества своих новых песен, но Майкл просит лейбл тормознуть выпуск альбома, и в январе 1998 года группа записывает в студии еще несколько песен. Одна из записанных песен, «Beast of Man», добавляется в альбом. Причем добавляется первым треком, поэтому трек «Stigmata» — двухминутная инструменталка, которая явно задумывалась, как интро, оказывается только вторым треком.

5 мая 1998 года «Stigmata» выходит. Изданий за эти годы у него наберется немало, но они все примерно об одном и том же. Основных несколько:

— «стандартное» издание — 9 песен.

— «японец» с тремя бонусами — минутная инструменталка «Hydra», записанная с Вильдуром «Damnation’s Way» и записанная с Эрландссоном «Diva Satanica». В Японии альбом вышел раньше, чем в остальном мире — в марте 2008 года.

— в 2009 году Century Media выпустил переиздание бэк-каталога Arch Enemy, в том числе и этот альбом. На издании 2009 году были все три японских бонуса и четыре песни в концертном исполнении. Все лайвы были взяты с концертника «Burning Japan Live 1999» 2000 года.

— и в 2011 году вышло очередное японское издание, на котором к треклисту издания 2009 года еще добавили песню «Aces High» — кавер на Iron Maiden.

Собственно, не богато у альбома с бонусами. Три японских бонуса (минутная инструменталка не в счет, остается всего две песни). «Burning Japan Live 1999» все, кто хотели, и так послушали. А «Aces High» выходила бонусом на некоторых изданиях альбомов «Black Earth» и «Wages of Sin». (Да и на нескольких трибьютниках Iron Maiden она была, так что ни разу не раритет.)

В России альбом официально издавался один раз. В 2004 году его выпустило «Фоно». Понятно из года издания, что у нас выходила только стандартная 9-песенная версия альбома. Издание «Фоно» я себе и купил.

Arch Enemy — Stigmata (1998)

Оформление. Джевел. Буклет на восемь страниц. В буклете напечатаны тексты всех песен, треклист и состав группы. Ну и плюс фотографии музыкантов (никакого Вильдура, только Эрландссон). На последней странице буклета напечатана информация о записи и обильные «спасибо» от группы. На инлее напечатана мордочка с обложки, только сильно затемненная и написан треклист. На заднике снова рисунок с обложки и снова треклист.

Слушаем. Золотая середина периода Лиивы. «Black Earth» был сыроват. Со следующего альбома, «Burning Bridges» уже началось упрощение/облегчение музыки, которое продолжилось с приходом Госсов. На «Stigmata» же эталонный дэт имени Эмотта — и достойный продолжатель «Heartwork».

Дэт с мощными риффами, разбавленный многочисленными солягами обоих Эмоттов. Плюс элементы хэви и трэша. Получился достаточно самобытный вариант дэта — не такое месиво, как, допустим, у Hypocrisy, но и не такая «легкость», которая в то время присутствовала у In Flames и Dark Tranquillity. (Я все эти группы вспомнил, потому как технически они все относились к шведскому МДМ.)

Такая вот прекрасная смесь из рубилова, но и при этом сильно мелодичная и технически грамотная. И да, мне игра Вильдура на этом альбоме нравится больше, чем игра Эрландссона на всех прочих альбомах Arch Enemy. Вместе взятых.

И Лиива на «Stigmata» хорош. Его вокал — не стандартный гроул, а такой вариант харша, что кажется что он одновременно охрип, простыл и курит уже лет двадцать. Приятственный хриплый вокал, который хорошо ложится на такой тип музыки.

Итого. Из периода Лиивы «Stigmata» однозначно лучший альбом. Из всей дискографии Arch Enemy — не знаю, сложно оценивать — с Госсов группа другим путем пошла, но мне кажется, что «Stigmata» всё одно где-то в тройке лидеров.

9 / 10

Поделиться ссылкой:

Arch Enemy — Stigmata (1998)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх